Циньская империя

ГЛАВА 3

ДЕСПОТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ В III—I ВВ. ДО Н. Э.

Войны, которые постоянно вели между собою ——————~ древнекитайские государства, разрушали земледелие и препятствовали использованию достижений тогдашней культуры. Военные действия приводили к истреблению большого числа населения и грозили свободным общинникам превращением их в военнопленных и рабов. Все это породило стремление к прекращению борьбы царств и объединению всей страны. Однако в те времена это могло быть достигнуто лишь путем завоеваний, что и было осуществлено царством Цинь. После многолетних войн это государство подчинило себе все остальные царства и была создана единая империя. Циньский царь Ин Чжэн был провозглашен в 221 г. до н. э. первым циньским императором — Цинь Шихуаном. Главным его советником стал легист Ли Сы.

Политика новой деспотической власти была направлена на подавление тенденции сохранить древние порядки и самостоятельность в прежних царствах и на создание единой системы административного управления. В связи с этим были проведены мероприятия по укреплению централизации власти. В 221 г. Цинь Шихуан издал указ о конфискации оружия у всего населения страны, чтобы тем самым разоружить остатки разбитых армий шести царств. Все конфискованное оружие перелили на колокола и отлили статуи (12 человеческих фигур, каждая весом в 30 тыс. кг), которые были поставлены в столице империи г. Сянъяне. В том же, 221 г. 120 тыс. семей наследственной аристократии, крупного чиновничества и купцов были насильственно перевезены из шести покоренных царств в Сянъян. Одной из причин такого массового переселения являлось стремление обновить административный аппарат покоренных царств. На руководящие посты вновь созданных округов назначались, как правило, выходцы из царства Цинь. Таким образом, объединение страны несло чиновничеству царства Цинь вполне осязаемые выгоды. Чтобы истребить память о прежних царствах, все население Поднебесной было названо «черноголовые». Были уничтожены границы самостоятельных государств и вся страна разделена на 36 административных единиц.

Реформы Цинь Шихуана отвечали насущным потребностям экономического и государственного развития единой империи. Вместо беспо-

3 Заказ 70


рядочного обращения разных денежных единиц была создана единая общегосударственная денежная система с двумя видами денег: высшая валюта — золотые монеты и низшая — медные монеты. Одновременно был издан указ, запрещающий использование яшмы, черепашьих панцирей, раковин и слитков серебра в качестве денег. Как говорилось в императорском эдикте, отныне все эти предметы могли употребляться лишь в качестве украшений. Медные монеты Циньской империи были круглой формы с квадратным отверстием; они имели хождение и при последующих династиях и просуществовали свыше двух тысяч лет. Нормальному развитию экономических связей между отдельными районами страны мешало отсутствие единых мер измерения. Поэтому сразу же после объединения страны Цинь Шихуан издал указ о введении единых для всей страны мер длины, объема и веса; были унифицированы также единицы измерения площади пахотных земель (му). Унификация проводилась на основе измерительной системы, принятой в царстве Цинь.

Объединение страны потребовало также создания общегосударственной письменности, так как существовало большое различие между диалектами отдельных царств. Три циньских сановника Ли Сы, Чжао Гао и Ху Му-цзин на базе чжоуского письма — дачжуань (большой чжуань) создали более упрощенное письмо — сяочжуань (малый чжуань). Однако это письмо, несмотря на усиленное внедрение сверху, не нашло широкого применения. Параллельно с сяочжуань существовало и письмо лишу, отличавшееся еще большей простотой написания. Китайская историческая традиция приписывает авторство этого письма циньскому судебному чиновнику Чэн Мао, который якобы создал его во время своего десятилетнего тюремного заключения. Этим упрощенным письмом особенно широко пользовались циньские юристы, поскольку им приходилось вести обширное судопроизводство, а также частные лица. К концу династии Хань лишу окончательно вытеснило другое письмо и стало единственным видом письма, которое сохранилось с небольшой модификацией вплоть до наших дней. Создание единой письменности отодвинуло диалектологические трудности на второй план, и возникла реальная возможность для делового общения между различными округами и уездами империи.

Существенную роль в укреплении вновь образованной государственной структуры сыграла законодательная реформа. В 221 г. специальным императорским эдиктом были отменены законы прежних царств и было введено новое законодательство, единое для всей империи. Все жители страны, начиная от простого общинника и кончая высокопоставленным чиновником, обязаны были беспрекословно выполнять распоряжения властей и подчиняться новым законам. Малейшее нарушение какого-либо пункта закона жестоко наказывалось. Цинь Шихуан и Ли Сы вслед за Шан Яном видели в примате уголовного законодательства надежный путь к укреплению государственной власти. В империи Цинь применялись жестокие наказания, в том числе двенадцать видов смертной казни.

Следуя советам легистов, Цинь Шихуан всячески поощрял занятие сельским хозяйством. Десятки тысяч безземельных и малоземельных общинников были переселены на вновь завоеванные территории, при этом их освобождали от трудовых повинностей и награждали рангами знатности. Земледелие в отличие от торговли и ремесла официально считалось «основным занятием». В тексте Ланъятайской стелы, поставленной в 219 г. до н. э., эта политика Цинь Шихуана была охарактеризована как одно из величайших достижений: «Заслуга императора


состоит в том, что он заставил народ заниматься основным делом, поощрял земледелие и искоренял второстепенное. Черноголовые стали богатеть».

Цинь Шихуан понимал, что для сохранения власти необходимо успокоить конфуцианцев завоеванных царств. В текстах стел, воздвигнутых им на территории бывших государств, наряду с легистскими положениями имеются конфуцианские. Цинь Шихуан называл себя миротворцем, почитателем конфуцианской гуманности и сыновней почтительности. Однако новая государственная система управления строилась главным образом на основании легистской концепции, и легизм стал официальной идеологией Циньской империи.

Власть императора была неограниченной. Ближайшими помощниками Цинь Шихуана являлись два первых советника (чэнсян), в функции которых входило осуществление всех указаний императора и руководство работой административных органов. Весь государственный аппарат Циньской империи делился на центральные и местные органы. В состав центральных административных органов страны входило несколько ведомств: военное, судебное, финансовое, ведомство императорского двора, ведомство обрядов, ведомство по охране императора и верховная прокуратура. Одним из основных ведомств Циньской империи было ведомство императорского двора, возглавляемое сановником шаофу, который «ведал сбором налогов с гор, морей, искусственных водоемов и озер». Все эти налоговые поступления предназначались на расходы самого императора. В период империи Цинь было реализовано одно из основных положений экономической программы легистов — императорская монополия на разработку естественных богатств. Для успешного осуществления столь важных функций циньскому шаофу был придан огромный штат чиновников. Деятельность этих чиновников свидетельствовала о наличии верховной собственности императора на воду; императорской монополии на добычу и реализацию соли и железа; императорском надзоре за рыночными ценами на зерно; над производством и хранением оружия в масштабах всей страны.

Существование семи центральных ведомств, имевших свои управления на местах, а также сети административных округов, уездов и волостей должно было способствовать сосредоточению у императора всей полноты экономической, политической, военной и духовной власти.

Многочисленная армия чиновников центрального государственного аппарата и местных органов власти получала от государства регулярное натуральное довольствие зерном за счет налоговых поступлений в финансовое ведомство. В отличие от массы чиновничества первый советник императора (чэнсян) и руководитель военного ведомства получали жалованье в виде кормления с определенного числа хозяйств. Таким же правом наделялись и обладатели двух высших рангов знатности— 19-го и 20-го. При этом император устанавливал твердую норму налогового сбора — 200 монет с каждого двора, что составляло только часть налога, уплачиваемого общинниками. Сановник был лишен права передачи кормления по наследству. Кроме того, власти сохраняли за собой право юрисдикции и все административные функции, что, по сути дела, означало лишь уступку государством небольшой части налога в пользу наиболее привилегированных сановников.

Экономическое благополучие огромной части чиновничества всецело зависело от императора, чиновники всех рангов были поставлены под строгий контроль. На всех должностных лиц распространялась легистская система взаимной ответственности — в случае нарушения приказа или просто плохой работы наказанию подвергался не только

3*


«провинившийся», но и тот, кто его рекомендовал на должность. Согласно этой же системе, «чиновник, видевший [преступление] или знавший о нем, но не сообщивший об этом властям, подвергался такому же наказанию, что и преступник». В своде законов Циньской империи был записан специальный вид наказания, распространявшийся только на чиновников, — ссылка рядовым в пограничные войска. Взаимная слежка и контроль являлись характерной чертой государственного аппарата империи.

Цинь Шихуан был неограниченным главой государства с деспотической формой правления. Он обладал законодательной, административной, исполнительной и высшей судебной властью. Аппарат чиновников был лишь послушным орудием исполнительной власти.

Политика Цинь Шихуана и Ли Сы вызвала протест представителей аристократии и верхушки общин покоренных царств. Конфуциански настроенные ученые, указывая на примеры из древних преданий, предрекали гибель циньской династии, сеяли недоверие среди населения, «подстрекая черноголовых к выступлению против Цинь Шихуана». И тогда император принял предложение Ли Сы об уничтожении так называемой конфуцианской литературы. В 213 г. до н. э. были сожжены сочинения, хранившиеся в частных собраниях; не тронули лишь гадательные тексты и книги по медицине, фармакологии и земледелию. Памятники, хранившиеся в государственных архивах, оказались уцелевшими. Власти казнили многих конфуцианцев, даже тех, кто пытался пересказывать содержание «Шицзин» и «Шуцзин». Аресту подверглась большая группа конфуцианцев, из которых 460 человек были заживо закопаны, остальные сосланы на границу. Поводом к такой расправе послужило подозрение в антиправительственной деятельности конфуцианцев. Уничтожая древние произведения и истребляя конфуцианцев, новые правители стремились внедрять легистские идеи.

Внешняя политика Цинь Шихуана отличалась активностью. В связи с тем что северным рубежам империи серьезно угрожали кочевые соседи— гуннские племена, в 215 г. туда было направлено 300-тысячное войско под командованием Мэн Тяня. Они должны были отразить нападения гуннов и воздвигнуть огромное оборонительное сооружение. Вместе с воинами на строительстве трудились десятки тысяч государственных рабов, осужденных и мобилизованных общинников. Работая в ужасающих условиях, многие погибали там. Частично используя древние валы государств Цинь, Чжао и Янь, циньцы создали единую, невиданной протяженности стену, известную под названием «Ваньли чанчэн» — «Стена длиной в 10 тыс. ли», или «Великая китайская стена». От укрепленной таким образом границы к столице была проложена дорога.

Объектом циньской экспансии на юге стали вьетнамские государства Намвьет и Аулак. В результате упорных и кровопролитных боев, в ходе которых вьетнамцы наносили неоднократные поражения захватчикам, циньским армиям все же удалось захватить Намвьет и северовосточную часть Аулака. На вновь присоединенной территории были учреждены три округа.

Народные восстания

Активная внешняя политика и мероприятия внутри страны требовали огромных средств и многих рабочих рук. На строительство Великой стены и дорог, на возведение дворцов Сянъяна и сооружение моги-


лы — подземного дворца императора — со всей страны сгоняли сотни тысяч общинников, чаще всего под разными предлогами обращенных в государственных рабов. Распадение общины и высокие налоги, разорение земледельцев и опасность быть порабощенными — все это вызывало растущее недовольство народных масс.

В 209 г. до н. э. на территории провинции Аньхуй началось восстание в отряде, насчитывавшем около 900 человек, которых гнали на работы на север. Восставших возглавили выходцы из беднейших слоев деревни Чэнь Шэн и У Гуан. Движение поддержали местные общинники. К повстанцам присоединилась большая группа конфуцианцев из царства Лу — родины Конфуция, возглавляемая Кун Цзя, восьмым его потомком. Открытый переход потомка Конфуция на сторону повстанцев свидетельствовал о том, что он и его единомышленники видели в династии Цинь активного противника конфуцианского учения.

Повстанцы убивали представителей императорской администрации, но не трогали глав местных общин; более того, они прислушивались к их мнению.

Во время похода к ним присоединялись земледельцы и воины правительственных отрядов. По сообщению Сыма Цяня, в течение первого месяца восстания их войско уже насчитывало 600—700 боевых колесниц, свыше тысячи всадников и несколько десятков тысяч пеших воинов. Позже в ряды восставших стали переходить представители господствующего класса, недовольные политикой Цинь. Среди повстанцев имелись большие отряды, составленные из одних восставших рабов (армия Люй Чэня). Разделив свои силы, повстанцы действовали в нескольких направлениях, имея главной целью захват столицы. Однако между вождями вскоре возникли разногласия, и Чэнь Шэн, провозглашенный государем, был в 208 г. убит.

В ту пору на востоке империи вспыхнуло еще несколько антициньских восстаний. Одно из них возглавил Сян Юй — представитель аристократии царства Чу. Он собрал большое войско и захватил значительную территорию. В 207 г. в результате похода на запад отряды другого повстанческого руководителя, Лю Бана, взяли столицу Сянъян и положили конец циньскому правлению. Лю Бан был выходцем из общинников, хорошо понимал нужды земледельцев и умел добиться поддержки старейшин. Он создал себе популярность отменой жестоких циньских законов. В ходе длительной междоусобной борьбы за власть, развернувшейся между Лю Баном и Сян Юем, Лю Бан одержал победу в 202 г. до н. э. Он считается основателем династии Хань.

Ханьская империя в III —I вв. до н. э.

Затянувшиеся войны и неурожайные годы разорили страну. «Когда династия Хань пришла к власти, — писал Сыма Цянь, — ей в наследство от династии Цинь досталось сплошное разрушение... Взрослые мужчины находились в войсках. Старики и дети перевозили провиант для армии. Заниматься какой-либо деятельностью было чрезвычайно трудно. Богатства истощились. Даже для выезда Сына неба нельзя было найти четверки лошадей одной масти. Военачальники и высокие сановники ездили в повозках, запряженных быками. Простой народ не имел ничего». На местах усилились центробежные тенденции. Руководители повстанческих отрядов требовали своей доли власти. На северной границе активизировались гунны. Лю Бан отменил наиболее


жестокие наказания, применявшиеся в империи Цинь. В указе 202 г. Лю Бан провозгласил широкую амнистию: выпускались заключенные, освобождались от рабства все, кто продал себя во время голода. В том же году был издан эдикт о возвращении «рангов, полей и жилищ» тем, кто при Цинь вынужден был покинуть родные места, дабы избежать государственных повинностей. Стремясь заручиться поддержкой органов общинного самоуправления, Лю Бан ввел саньлао в состав уездной администрации. Одновременно был издан эдикт о том, что ежегодно в канун нового года Лю Бан будет жаловать саньлао мясо и вино.

Носителям высших рангов знатности, которые участвовали в борьбе против династии Цинь, предоставлялось право взимания налогов с определенной территории, что было серьезной уступкой со стороны центральной власти. Свыше 20 руководителей крупных повстанческих отрядов получили титулы «хоу» и наследственные владения (восемь из них занимали огромные территории). Но это создало и серьезную опасность для центральной власти. Некоторые из новоявленных ванов были полными хозяевами на «своих» территориях. Они начали отливать монету, занялись добычей соли. В первые десятилетия правления династии Хань в стране фактически не существовало государственных монополий. Когда же правительство попыталось несколько ограничить своевластие местных правителей, то в ответ на это в 154 г. до н. э. вспыхнул мятеж семи ванов, возглавляемый племянником Лю Бана — Лю Пи.

Сепаратистские тенденции местных правителей и ванов были окончательно пресечены лишь при императоре Уди (140—87 гг. до н. э.). В 127 г. он издал указ о разделе пожалованных территорий между всеми наследниками владельца и добился тем самым ослабления влияния сильных домов. При Уди была восстановлена циньская государственная структура управления с сильной центральной властью и огромным административным аппаратом. Вновь появился институт цензоров, в каждой из 102 областей находился цензор, следивший за деятельностью местной администрации. Уди возобновил государственную монополию на добычу и производство железа, соли, отливку монет и ввел монополию на вино. Центральный аппарат занялся регулированием хозяйственно-экономической деятельности. Были созданы благоприятные условия для службы в административном аппарате торговцев и представителей имущественной знати; активно функционировали циньская система купли-продажи рангов знатности и право откупа от повинностей. Борясь с крупными частными земельными собственниками, в первую очередь рабовладельцами, за владение непосредственными производителями, Уди издал в 119 г. указ о конфискации у крупных рабовладельцев сотен тысяч му земли и десятков тысяч рабов.

В царствование Хань некоторые циньские центральные административные отделы разрослись в ведомства (например, ведомство иностранных связей; ведомство императорских колесниц и лошадей). Возросли функции начальников округов, занимавшихся теперь военными делами, финансами, контролем над рыночными ценами, транспортом.

Самой мелкой административной единицей государства являлся тин — искусственное объединение, введенное впервые при Цинь и включавшее около десяти общин. Императорские органы управления устанавливали даже частичный контроль над деятельностью общины, но так и не смогли проникнуть внутрь ее. В III—I вв. до н. э. советы старейшин, состоявшие из фулао и саньлао, продолжали оставаться хозяевами в своих общинах. Совет старейшин в случае опасности мог


призвать всех членов к самообороне. Он представлял и защищал интересы общины в сношениях с внешним миром. Мелкие споры и тяжбы, возникавшие между общинниками, рассматривались советами старейшин на основе обычного права. Советы старейшин ведали также культовыми отправлениями своих общин.

Объединенное централизованное государство нуждалось в единой господствующей идеологии, а в Китае по-прежнему бытовали разные культы и философские учения. Большое влияние при дворе приобрели ученые даосы и даосские маги. После падения Циньской империи произошло сближение конфуцианства с легизмом. Конфуцианство приняло тезисы легизма, призванные оправдать авторитарную власть и создать жизнеспособную государственную структуру. Окончательное формирование ортодоксального конфуцианства связано с именем Дун Чжун-шу (187—120 гг. до н. э.), которого по праву называют «ханьский Конфуций». Синтезировав и развив учения Конфуция, Мэнцзы, Сюньцзы и других представителей этой школы, Дун Чжун-шу создал новое учение. В программе Дун Чжун-шу заимствовано многое из концепций легистов, моистов и даосов. В отличие от Конфуция и Мэнцзы, проповедовавших гуманные методы правления, основанные на моральном воздействии, Дун Чжун-шу, продолжая линию Сюньцзы, уже не осуждал насилия. Он выступал за применение легистского метода наград и наказаний, считая его наиболее эффективным средством управления народом. Ханьские конфуцианцы уже не вели борьбы против законов, многие из них стали утверждать, что хорошее правление возможно лишь там, где имеются законы. У них вызывала сомнение основная концепция ранних конфуцианцев об извечной дифференциации людей на этически полноценных и этически неполноценных. При Уди конфуцианство, развитое и реформированное Дун Чжун-шу, превратилось в официальную идеологию. Сторонники других учений не допускались на государственную службу.

Желая иметь штат чиновников, безусловно послушных исполнителей воли императора, Уди создал школу, в которой обучались дети незнатных фамилий. По окончании они сдавали экзамены в присутствии государя. Этим было положено начало экзаменационной системе китайских империй. Отобранные самим Сыном неба и выдвинутые на различные посты, бывшие ученики дворцового училища беспрекословно повиновались его велениям, боролись за усиление централизации, поскольку от службы императору зависело их материальное и социальное благополучие.

При Уди внешняя политика продолжала активизироваться. Серьезную опасность для Китая представлял гуннский союз, созданный на севере на грани III—II вв. во главе с правителем Модэ. Несмотря на договор «о мире и родстве», империя, по существу, занимала зависимое положение и была лишена внешних связей.

Перед тем как начать войну против гуннов, Уди послал своего представителя Чжан Цяня на запад на поиски союзников. Чжан Цянь попал к гуннам в плен и вернулся лишь через 10 лет, собрав много важных сведений о «западных странах». Он впервые открыл путь из Китая через пустыни и горы в Среднюю Азию. Путь этот в Европе получил название Великого шелкового пути.

Не дожидаясь возвращения посланца, ханьские войска начали военные действия против гуннов в 129 г. до н.э. После длительных кровопролитных войн им удалось оттеснить неприятеля с территории Ганьсу. Зажиточные группы торговцев были заинтересованы в установлении связей с Западом и использовании Великого шелкового пути. Этот


путь начинался от столицы империи г. Чанъань, шел на северо-запад до Дуньхуана, где расходился на две дороги, ведущие к Джунгарским воротам и в Кашгар. Из Кашгара торговые пути вели в Фергану и Бактрию, а отсюда в Парфию и Индию. По этому пути Китай стал вывозить шелк, железо, никель, драгоценные металлы, лаковые изделия, косметику и пряности. Многие из этих товаров достигали даже Римской империи. С Запада, прежде всего из района Ферганы, Китай получал боевых коней, столь необходимых для тяжеловооруженной конницы. Торговый путь способствовал проникновению из Средней Азии в Китай таких сельскохозяйственных культур, как фасоль, ореховое дерево, виноград, шафран.

В 112 г. Уди предпринял поход против государства Намвьет, расположенного у южных границ Китая. 100-тысячное войско под командованием полководцев Лу Бу-дэ и Ян Пу вторглось в Намвьет и захватило часть территории этого государства, где были учреждены девять областей.

Длительные военные походы требовали огромных расходов. Произошло резкое увеличение налогов: при Уди подушный налог, возросший в 1,5 раза, взимали с населения в возрасте от 15 до 80 лет. Дополнительный подушный налог с несовершеннолетних стал взиматься не с семилетнего возраста как раньше, а с трех лет. В ряде областей страны недовольство народа выливалось в восстания. Правительство жестоко подавило эти движения, погибли десятки тысяч повстанцев.

Ханьская империя в I в. до н. э. была громадным государством, установившим обширные внешние связи. Но внутреннее положение страны становилось все менее устойчивым: усиливалась общая социаальная дифференциация; росли богатства крупных землевладельцев и рабовладельцев; обострялись противоречия между служилым чиновничеством и торгово-ростовщическими кругами; усиливались тяжелый гнет и разорение общинников, происходило массовое порабощение свободных.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: