Подъем крестьянского движения

ГЛАВА 12

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И АНТИМАНЬЧЖУРСКАЯ БОРЬБА В XVII в.

Народные восстания

и начало крестьянской войны

В 20—30-х годах XVII в. экономическое и политическое положение Китая значительно ухудшилось: разгул феодальной реакции, стихийные бедствия, массовый голод, разорения тружеников города и деревни ослабили страну. Маньчжуры, начавшие войну против Китая в 1618 г., становились все более агрессивными. Завладев китайскими крепостями в Ляонине, они приблизились к району Великой китайской стены, но занять территорию к югу от нее не смогли. Зато время от времени они совершали грабительские рейды в глубь страны, опустошая все на своем пути, захватывая пленных и добычу.

Общая слабость Минской империи, небоеспособность войск и репрессии правящей группы евнухов против опасных для них полководцев приводили к поражению Китая во внешних войнах. В связи с военной обстановкой правительство увеличивало налогообложение, а вместе с тем и эксплуатацию народа.

Народные восстания в разных районах страны почти не прекращались. Тайные религиозные секты от проповедей и молитв переходили к борьбе, их вожди становились во главе повстанцев. Особенно активизировалось старинное тайное «Общество Белого лотоса». Под его руководством в 1622 г. восстание, вспыхнувшее в пров. Шаньдун, охватило несколько провинций до Сычуани включительно. В нем приняли участие крестьянские массы, шахтеры, работный люд, некоторые представители господствующего класса. На юго-западе страны почти не затихали волнения среди местных народностей. В северо-западных районах, где свирепствовали недороды и страшный голод, где у границ империи стояли войска, находившиеся в самом жалком состоянии, часто вспыхивали восстания. Осенью 1628 г. повстанческие отряды, действовавшие уже в течение многих лет на территории Ганьсу и Шэньси, стали увеличивать и объединять свои силы. Ряды восставших пополняли разоренные крестьяне, беглые солдаты, потерявшие работу мастеровые и почтовые курьеры, бездомный и бродячий люд. Покинув свои тайные убежища, они собирались вместе, совершали дальние походы, осаж-


дали и брали города. Восставшие убивали ненавистных чиновников, грабили ростовщиков и богатеев, открывали тюрьмы, забирали казенные запасы. Движение постепенно усиливалось и становилось все более боеспособным. Для подавления восстания правительство перебрасывало в Шэньси большие контингента карательных войск.

В 1631 г. повстанцы, договорившись о совместных действиях, переправились на западный берег Хуанхэ и начали поход на столицу. Общее руководство всеми отрядами принял Ван Цзы-юн. Вначале их действия в Шаньси были успешными и народ горячо их поддерживал. Но у границ столичной провинции повстанцы столкнулись с сильным войском и частями императорской гвардии, вооруженными огнестрельным оружием. В жестоком сражении они потерпели поражение, погибло много повстанцев, в том числе их вождь Ван Цзы-юн, а остатки крестьянского воинства отступили на юг. Преодолев р. Хуанхэ, восставшие двинулись через Хэнань и Хубэй в Сычуань, а затем вернулись в Шэньси. С тех пор походы крестьянских войск в Северном Китае не прекращались; их отряды то объединялись, то действовали раздельно.

Бесперспективность самостоятельных действий заставила крестьянских вождей попытаться объединиться и выработать общий план. В 1635 г. на совещание в Хэнани собрались 32 вождя крупных соединений и 72 вожака мелких отрядов. Они признали главным вождем Гао Ин-сяна, который в начале движения возглавлял конный отряд, пришедший с западной границы. На совещании был выработан план лохода на столицу. Намеченные вождями повстанцев военные операции имели целью измотать силы противника. Именно тогда, как свидетельствовали современники, Ли Цзы-чэн — младший начальник и побратим Гао Ин-сяна — предложил распределять поровну взятое имущество.

Однако повстанцам не удалось осуществить принятые решения. Не все руководители подчинились главному вождю и поступали согласно выработанному плану. Между тем разрозненность и неорганизованность действий отрядов приводили к тяжелым потерям и поражению повстанческих сил. Более того, повстанцы были не в состоянии закрепиться в одном месте и.принуждены были без конца передвигаться по землям Северного и Центрального Китая. Там, куда вступали крестьянские войска, земледельцы временно освобождались от тяжелых повинностей и налогов, от долгов ростовщикам, получали часть при разделе имущества помещиков и чиновников. Они могли заняться своим хозяйством. Крестьяне горячо поддерживали восставших, снабжали их продовольствием и фуражом, а деревенская молодежь вступала в их ряды. После ухода повстанцев деревни занимали карательные войска, появлялись сборщики податей, чиновники, хозяева земли, управители поместий феодалов, ростовщики. Все они стремились возместить с лихвой свои потери и покарать восставших. Начинались жестокие расправы.

Минское правительство посылало значительные подкрепления на борьбу с повстанцами и, кроме того, объявляло широкую амнистию тем, кто сложит оружие; вождям отрядов были обещаны высокие военные чины. В 1636—1639 гг. крестьянские войска потерпели сильное поражение. Некоторые повстанческие отряды были уничтожены, а другие раздроблены на мелкие группы. Большие соединения крестьян подвергались постоянным преследованиям карательных войск. Мелкие отряды скрывались в недоступных ущельях и горах, но они страдали от недостатка продовольствия. Многие крестьянские вожди погибли, был схвачен и казнен Гао Ин-сян. Некоторые вожди, как, например,


Чжан Сянь-чжун, попав в окружение, сдавались -и поступали на правительственную службу. Минский двор, пользуясь затишьем на маньчжурском фронте, перебрасывал в глубь страны наиболее боеспособные части, с которыми повстанцам трудно было бороться.

Усиление народного гнета вызвало новый подъем классовой борьбы, в которую втягивались массы крестьян, связанных с землей, обезземеленных и бездомных, солдаты и городская беднота. К восставшим стали присоединяться образованные люди, выходцы из господствующего класса; иногда их поддерживали зажиточные горожане. Во второй половине 1639 г. начали формироваться новые отряды крестьянских войск. Наиболее влиятельными и популярными вождями в ту пору стали Ли Цзы-чэн и бывший солдат Чжан Сянь-чжун.

Сын шэньсийского земледельца Ли Цзы-чэн со своим племянником Ли Го и ближайшими соратниками — кузнецом Лю Цзун-минем и выходцем из богатых помещиков, поэтом-гуманистом Ли Синем — возглавили большое крестьянское ополчение. Эти отряды заняли город-крепость Лоян, резиденцию дяди императора. Имущество и запасы зерна этого богатейшего феодала они роздали голодному люду. Крестьянские войска трижды подходили и осаждали столицу пров. Хэнань — Кайфын. При штурме города они использовали осадные лестницы, глиняные бомбы, начиненные порохом. Воины защищались от стрел огромными щитами, сделанными из ваты в несколько слоев. Они прорыли подкоп и взорвали городскую стену. Наконец, углубив каналы и рвы, повстанцы прервали связь города с окружающим миром, чтобы взять его измором. В Кайфыне свирепствовал голод, но феодалы отказывались капитулировать. Минский военачальник открыл дамбу на р. Хуанхэ и затопил город.

Повстанцы отошли на запад и вскоре заняли сильно укрепленный г. Сянъян в Хубэе. Численность их войск значительно возросла. К Ли Цзы-чэну присоединялись атаманы, ранее действовавшие самостоятельно. Только Чжан Сянь-чжун продолжал сепаратную борьбу, совершал походы к югу от Янцзы, временно занимал крупные города (как, например, Учан). Правительственные органы власти были уничтожены на большой территории.

На новом этапе движения руководители восстания проявили некоторую дальновидность и стремление к организации движения. Обосновавшись в Санъяне, они занялись перестройкой своих войск. Основные силы, включавшие 100 боевых единиц, составили главную армию. Четыре крупных военных соединения, в каждое из которых входило 30 отрядов, считались лево- и правофланговыми, арьергардом и авангардом. Все пять частей войска имели свои отличительные знаки. Наименьшей боевой единицей считалось звено из десяти солдат во главе с одиннадцатым — старшим солдатом. Армия была связана суровой дисциплиной и подчинялась единому командованию. Воинам запрещалось копить имущество, они обязаны были сдавать захваченный провиант, скот и ценности, за что получали вознаграждение. Дезертиров жестоко карали. Не все вожди отрядов подчинились суровой дисциплине, за это некоторые из них были подвергнуты казни.

Повстанцы сделали попытку сформировать свое правительство. Верховная власть и командование армией сосредоточились в Военном совете (или Совете вождей) с Ли Цзы-чэном и его ближайшими по-


мощниками во главе. Военный совет решал военные и гражданские дела. Главной целью борьбы было уничтожение власти минского императора, истребление крупных феодалов, сановников, наиболее жестоких угнетателей народа. Менее скомпрометировавших себя чиновников, помещиков и представителей торгово-ростовщического капитала повстанцы арестовывали и требовали с них контрибуцию. Они относились дифференцированно к жителям городов, подразделяя их на три группы: высших чинов и богачей, среднюю прослойку и простой народ. Как правило, продовольствие, а иногда и ценности в захваченных городах и усадьбах раздавались бедному и голодному люду. В деревне повстанцы охраняли собственность рядовых земледельцев. По приказу Совета вождей конник, проскакавший по возделанному полю, подлежал смертной казни.

В период подъема движения повстанцы пытались знакомить население со своими намерениями. Так, специально подобранные отряды мальчиков распевали песни, в которых говорилось, что с приходом справедливого воинства Ли Цзы-чэна народ не будет платить податей. Судя по содержанию текстов сохранившихся обращений повстанцев к народу, они возлагали ответственность за разорение страны на самого императора, сановников и других представителей класса феодалов. Они писали: «Все доходы поступают царским родственникам и знати, а силы народа истощены до крайности». «Годы — голодные, подати — тяжелые, а чиновники — алчны, и все служащие — мошенники, поэтому народ чувствует себя так, как если бы был погружен в кипяток или огонь». С гневом и презрением говорилось в воззваниях о продажности, взяточничестве и жадности чиновников, которые «подобны волкам и тиграм». Обращения к населению иногда вывешивались на воротах. Переодетые в лотошников повстанцы приходили в города и деревни, где рассказывали о целях борьбы восставших крестьян. Они пропагандировали утопическую мечту об уравнении «бедных и богатых», «знатных и простых», о равном владении землей и счастье народа.

Восстание не имело определенных религиозных лозунгов. В крестьянском войске спокойно уживались буддисты, даосы и мусульмане. Все они следовали конфуцианской традиции. Их вожди требовали соблюдения конфуцианских обычаев и упрекали минский двор в нарушении правил конфуцианской морали. Предсказания, гадания и всевозможные суеверия играли немалую роль в их жизни.

Когда реорганизованное войско восставших двинулось на северозапад и взяло г. Сиань — столицу пров. Шэньси, Ли Цзы-чэн был провозглашен императором (февраль 1644 г.). Помощникам Ли Цзы-чэна присвоили титулы, которые в отличие от феодальных не были подкреплены имущественными владениями. Помимо Совета вождей создавался государственный аппарат, копировавший старые китайские учреждения и не располагавший реальной властью.

В начале 1644 г. многочисленная крестьянская армия, разделенная на два потока, выступила в поход на столицу. Почти не встретив сопротивления, восставшие подошли к Пекину и после трехдневной осады 25 апреля заняли его. Минское правительство не смогло организовать обороны города, защитить царствующую династию. После сдачи Пекина император повесился. Повстанцы, заняв «внешний», «внутренний» и «запретный город», обратились к народу, призывая к спокойствию и требуя, чтобы горожане вернулись к мирным занятиям и не закрывали лавок и мастерских. Вступление в столицу большого войска представляло серьезную угрозу порядку, поэтому вожди восстания приказали расквартировать солдат в строгом порядке, так, чтобы пять


семей горожан кормили одного воина. Под угрозой быть «разрубленным на куски» повстанцам запрещалось грабить, бесчинствовать и убивать население. Они не произвели раздачи беднякам продовольствия, но собрали поквартальных старост для совещания о необходимых мерах. С приходом повстанцев прекратилось взимание податей, недоимок и отменялась трудовая повинность, что сразу улучшило положение горожан.

Политика в отношении господствующего класса была совсем другой. Преследовали и казнили крупнейших феодалов, чиновников высших рангов, командиров воинских частей и карательных отрядов, чинов сыска. Всех столичных чиновников заставили уйти в отставку и объявили простолюдинами. На представителей господствующего класса и богатых купцов была наложена большая контрибуция, уклонившихся от уплаты арестовали и подвергли наказаниям. Если же они вносили контрибуцию, их отпускали на волю.

Повстанцы попытались создать свои государственные учреждения по образцу прежних, привлекая для этого низших чиновников и опальных при Минах сановников, которых они выпустили из тюрем. Но создать новый, действующий аппарат государственного управления в столице, и тем более на громадной территории, охваченной восстанием, победившие крестьяне не смогли. По-прежнему вся власть сосредоточивалась в военном Совете вождей, который действовал не через гражданские организации, а с помощью армии. Повстанцы отливали и выпускали свою монету. В Пекине был проведен учет запасов в государственных амбарах, что имело целью наладить централизованное снабжение. Они конфисковали золотые запасы казначейства и дворцов. Требуя дисциплины и порядка от своих воинов, сами повстанческие вожди, поселившись в императорском городе, держались сурового и скромного образа жизни.

Феодалы, убедившись на практике в непримиримости политики повстанцев, стали собирать силы для борьбы против них. Те, кто бежал на юг, готовили войска в Нанкине. На севере феодалы требовали от У Сань-гуя — командующего правительственной армией на маньчжурском фронте—активного вмешательства. Не имея возможности своими силами справиться с победоносным восстанием, феодалы пошли на прямую измену. У Сань-гуй обратился к маньчжурским князьям с просьбой о помощи. Они заключили союз, и объединенные силы маньчжурских и китайских феодалов выступили против повстанцев.

Совет вождей повстанцев отказался от намерения оборонять Пекин. Этот богатый, живший за счет всей страны город с его крепостными стенами мог оказаться для повстанцев опасной ловушкой. Совершив обряд коронования Ли Цзы-чэна императором Поднебесной и собрав свои силы, повстанцы оставили столицу и выступили на запад.

Маньчжурское войско, состоявшее из восьми крупных соединений, во главе с князем Доргунем беспрепятственно вступило на территорию Минской империи, с которой до этого вело войну. В июне 1644 г. маньчжуры заняли Пекин, а У Сань-гуя с его армией послали преследовать отходившие силы Ли Цзы-чэна. В октябре того же года малолетний князь — племянник Доргуня был провозглашен императором Китая. Его годы правления (1644—1661) получили наименование Шуньчжи, а новая династия еще при сыне Нурхаци — Абахае стала называться Цин. Власть ее тогда простиралась немного далее столицы.

Под натиском объединенных сил маньчжуров и китайских феодалов повстанцы с боями отходили на юго-запад. Некоторое время им


удавалось удерживать противника у границы Шэньси. Но после кровопролитных сражений им пришлось спуститься по долине р. Хань к Янцзы. Крестьянскому войску удалось переправиться на южный берег этой реки и скрыться в горах на границе Хубэй-Хунаньского района. Там погиб главный вождь восстания Ли Цзы-чэн. Командование принял на себя его племянник Ли Го.

Крестьяне, утомленные длительной войной, не поддержали армии Ли Цзы-чэна. Рядовые повстанцы стремились вернуться в свои деревни. В Совете вождей возникли разногласия. Крестьянские военачальники не смогли поднять массы на борьбу против нового противника. На территории, охваченной восстанием, крестьяне не были способны создать организованную власть. Движение потерпело поражение.

Антиманьчжурские войны

Нашествие чужестранцев, действовавших совместно с китайскими феодалами, подняло на борьбу патриотические силы страны. Базой антиманьчжурского движения стали экономически передовые центральные и южные территории Китая. Основной движущей силой антиманьчжурского лагеря была крестьянская масса. Видная роль в освободительной борьбе принадлежала и горожанам, особенно городским низам. Зажиточные горожане также принимали в ней участие; если они не выступали с оружием в руках, то отдавали на общее дело свои средства и запасы. Даже помещики южных районов включились в борьбу против чужеземного нашествия. Но наиболее организованной и активной силой стали войска восставших крестьян. В Хубэй-Хунаньском районе повстанцы во главе с Ли Го заключили союз с начальниками бывших правительственных войск и создали армию «13 соединений», оказавшую серьезный отпор маньчжурам. В Сычуани, Гуйчжоу, Юньнани боевыми действиями руководили сподвижники Чжан Сянь-чжуна — главы крестьянского восстания в Сычуани. Среди них широкую известность приобрел Ли Дин-го.

Руководство отрядами ополчений, обороной городов брали на себя видные ученые или сторонники политической группы Дунлинь. Так, за оружие взялись философы Хуан Цзун-си и Ван Чуань-шань. Опальный чиновник Цюй Ши-сы руководил обороной г. Гуйлиня. Глава объединения богатых купцов, занимавшихся заморской торговлей, Чжан Чжи-лун командовал флотом торговых кораблей, которые наносили удары завоевателям. К антиманьчжурскому лагерю примкнули крупные феодалы южных провинций и даже члены бывшей императорской фамилии. Став у руководства движением, они провозгласили главной целью борьбы восстановление минской династии и почти одновременно объявили императорами несколько принцев крови. Феодалы прилагали все усилия, чтобы сдержать активность масс. Противоречия между городом и деревней, классовая вражда, обособленность Южного Китая, непопулярность минских князей, провозглашенных императорами,— все это препятствовало сплочению лагеря патриотов и ослабляло его.

Руководящую силу реакционного лагеря составляли маньчжурские аристократы, а их главной опорой была восьмизнаменная конница. Китайским военачальникам они предоставили подчиненное положение. От маньчжуров эти изменники получали земли, рабов, высокие чины, выгодные должности, подарки и умножали свои богатства, грабя родную страну. В свои армии они привлекали бездомных, разоренных кре-


стьян, пленных китайцев и к концу 40-х годов создали восемь крупных военных соединений по образцу маньчжурских знамен.

В борьбе против патриотического движения Цинам удалось использовать стремление европейцев проникнуть на Восток. Первоначально Ост-Индские компании через китайских миссионеров установили связь с антиманьчжурским лагерем и продавали мушкеты и пушки, в войсках служили португальцы-артиллеристы. Но патриоты не намеревались открыть свою страну для иностранцев, и те переориентировались на сближение с реакционным лагерем. Маньчжуры покупали у них много огнестрельного оружия и использовали помощь западного флота. Вмешательство западноевропейцев оказало значительную помощь завоевателям в покорении Китая.

В 1645 г. цинские войска несколькими потоками двинулись на юг. Жестокое сопротивление они встретили у г. Янчжоу. Заняв этот богатый торгово-ремесленный центр, покорители устроили десятидневную резню, истребили до 800 тыс. населения и превратили город в руины. Перепуганные китайские феодалы сдали без боя Нанкин, Ханчжоу и Сучжоу. Войска китайского предателя заняли для маньчжуров Наньчан — столицу пров. Цзянси.

Только в Чжэцзяне продвижение маньчжуров было временно приостановлено патриотическими отрядами и кораблями Чжэн Чжи-луна, которые вошли в устье реки Цяньтанцзян. Серьезный отпор завоеватели встретили в Хубэй-Хунаньском районе. Цинские войска, разбитые крестьянскими отрядами Ли Го, отступили, бросив пушки и запасы пороха. На востоке Китая, где не было организованных повстанческих сил, антиманьчжурский протест крестьян и горожан принял стихийный характер.

Желая унизить китайский народ, Цины приказали всем мужчинам носить прическу, принятую у маньчжуров, что должно было символизировать рабскую покорность китайцев. Неподчинившихся казнили без суда и следствия. Головы казненных вывешивали на стенах, выставляли в клетках на высоких шестах. Крестьяне, которые ранее и не слыхали о вторжении маньчжуров, получив приказ, возмущались, организовывали оборону своих деревень.

В 1645 г. к югу от Янцзы в пров. Цзянсу против маньчжуров восстали жители двух уездов. Крестьянские отряды вошли в города Цзянъинь и Цзядин, помогая горожанам в их борьбе. Маньчжурам не удавалось штурмом занять эти крепости. Тогда они стянули к одному только Цзянъиню до 240 тыс. воинов с 200 пушками. В героической обороне Цзянъиня и Цзядина участвовали все их жители и крестьяне окрестных деревень. Ни голод и утомление, ни недостаток оружия не могли сломить упорство защитников. Они сражались на крепостных стенах и за каждую улицу. Но, когда победители все же завладели этими городами, в них остались одни развалины и груды трупов.

В 1646 г. цинские войска, получив подкрепление, вступили в пров. Фуцзянь. Минские князья бежали или сдались в плен. Китайские военачальники переходили на сторону противника. Даже Чжэн Чжи-лун, в распоряжении которого был большой купеческий флот, начал заигрывать с маньчжурами, но был схвачен и сослан в Маньчжурию, где и умер. Зимой 1646—1647 г. маньчжуры ввели свои войска в Гуандун и заняли г. Гуанчжоу. Для того чтобы ударить в тыл армии «13 соединений», завоеватели начали поход в Гуанси, но у г. Гуйлиня они были остановлены силами патриотов во главе с Цюй Ши-сы. Целый год они тщательно пытались занять город. Неудачи в Хубэе и Гуанси заставили Цинов послать большое войско на покорение Сычуани, где еще держа-

11 Заказ 70


лись повстанцы Чжан Сянь-чжуна. В 1647 г. войска У Сань-гуя и маньчжуров заняли эту провинцию. Чжан Сянь-чжун погиб, а Ли Дин-го и другие вожди ушли со своими отрядами на юг. Это поражение имело тяжелые последствия для армии «13 соединений». Ли Го пришлось отвести своих воинов в Хунань.

Неудачи усилили противоречия в антиманьчжурском лагере, участились перебежки вождей на сторону противника. Отряды патриотов оставались без подкрепления и помощи. Осажденные города были предоставлены собственной участи. Феодалы и военачальники предпочитали сдаваться на милость победителей, чем прибегать к помощи, крестьян.

В армии «13 соединений» обострились классовые противоречия, которые привели к ее распаду. Ли Го и другие вожаки повстанцев признали государем минского князя Чжу Ю-лана (Гуйвана). Но приближенные нового императора не доверяли повстанцам и препятствовали их действиям.

В самом начале, сразу после своего вторжения, маньчжуры вели осторожную политику в деревне, оставляя за фактическими владельцами захваченные во время крестьянской войны земли и не требуя недоимок. Но, укрепившись в Китае, новые властители страны объявили обширные массивы земель конфискованными. Из столичной провинции и частично из пров. Шаньдун они изгоняли жителей, передавая их земли и имущество маньчжурским феодалам и воинам восьмизнаменных войск или закрепляя их в качестве владений императорского дома. Восстанавливалась старая система универсального учета, налогообложение и трудовая повинность. В деревнях и в городе возобновлялась организация десятидворок, приписка к земле, круговая порука, система надзора. Огромным злом стало массовое порабощение военнопленных китайцев. Маньчжурские и китайские феодалы владели сотнями и тысячами невольников, в стране открылись рынки рабов. Китайские чиновники не получали должностей.

Все это привело к возникновению крупных антиманьчжурских восстаний, в которых участвовали крестьяне, горожане, солдаты и представители господствующего класса. В 1647—1649 гг. патриотам удалось овладеть большей частью пров. Фуцзянь, установить связи с жителями прибрежных островов, помочь борцам Гуандуна в освобождении Гуанчжоу от завоевателей. Флот Чжэн Чэн-гуна, сына Чжэн Чжилуна, действовал у побережья. В г. Наньчане патриоты подняли восстание, охватившее Цзянси. Отряды бывшей армии «13 соединений» совершили поход на север, осаждали крупные города, помогали восставшим в Сычуани. В начале 50-х годов повстанцы, руководимые Ли Дин-го, победоносно вступили в Хунань и Сычуань. В Шэньси и Ганьсу в движение включилось мусульманское население. Восставшие заняли г. Ланьчжоу и осадили Сиань. В Шаньси движение охватило большую территорию, патриоты заняли сильную крепость Датун. Возникла угроза столице. Участие в антиманьчжурском лагере военных гарнизонов больших городов, опытных военачальников, народных масс сделали эти восстания опасными для чужестранцев. Но патриоты не сумели воспользоваться крайне затруднительным положением блока маньчжурских и китайских феодалов. Их силы были разрознены, а действия несогласованны. Продолжало обостряться противоречие между антифеодальным и национальным характером борьбы. Представители господствующего класса игнорировали интересы крестьян. Вожди повстанцев признавали власть минского государя, несмотря на обоюдное недоверие.


В результате расширения масштабов антиманьчжурской борьбы Цины изменили свою политику. Временно была прекращена конфискация земли, объявлена амнистия, обещано снижение налогов. Китайским изменникам давали чины и награды. Между тем Цины готовились к отпору, закупали пушки у западноевропейских купцов, нанимали конницу кочевников, договаривались о помощи кораблей западных флотов. Усиленные армии направились против главных центров восстаний и подавили их. Был взят и разрушен г. Наньчан, в конце 1650 г. с помощью предателей был занят Гуанчжоу, где победители вырезали более 100 тыс. жителей, захвачен г. Гуйлинь. На западе маньчжурам удалось потеснить войско Ли Дин-го. Восстания в Шэньси и Шаньси были подавлены с крайней жестокостью.

Одним из главных опорных районов антиманьчжурского движения оставалась пров. Юньнань, где действовали повстанцы Ли Дин-го. У Саньгуй временно вытеснил их в Бирму, но затем правительственным войскам пришлось отступить. Лишь в 1662 г. антиманьчжурское движение потерпело поражение. У Сань-гуй, ставший властителем юго-западного Китая, казнил последнего минского претендента на престол. Ли Дин-го и его отряд погибли.

В Сычуани повстанцы «13 соединений» долгое время наносили чувствительные удары завоевателям. Сычуапьские и хунаньские крестьяне до последней возможности боролись против маньчжурских властей.

Сильным очагом патриотического движения оставались юго-восточные районы страны. Флот Чжэн Чэн-гуна упорно охранял побережье и не раз поднимался вверх по р. Янцзы. Он хотел расчленить цинскую территорию и выходом к Великому каналу создать угрозу Пекину. Потопив флот противника, он осадил Нанкин, но терроризированные жители города не помогли китайскому флоту, и кораблям пришлось уйти в море. В Фуцзяни и на прибрежных островах возникло самостоятельное китайское государство, где Чжэн Чэн-гун пытался провести некоторые реформы. В 1662 г. его флот нанес поражение голландцам, захватившим о-в Тайвань. Они были вынуждены подписать капитуляцию и покинуть остров. С европейцами, находившимися на Филиппинах и в Индонезии, были установлены торговые связи. После внезапной смерти Чжэн Чэн-гуна власть перешла к его сыну, а затем к племяннику.

Цины вели многолетнюю упорную войну против юго-восточного государства. Когда им удалось завоевать земли на континенте, они выселили поголовно все население с побережья в глубь страны, чтобы прервать морские связи и изолировать патриотов на Тайване. Большую помощь маньчжурам оказал голландский флот.

В 1673 г. на юге Китая произошло антиманьчжурское восстание, возглавленное тремя китайскими князьями-изменниками, получившими власть от маньчжуров. Главную роль среди них играл У Сань-гуй, правитель Юньнани, связанный с готовившимся восстанием китайцев в самом Пекине. Но заговор в столице был раскрыт, а цинские войска, направленные в мятежные провинции, постепенно подавили все очаги восстания. В 1683 г. цинские войска заняли о-в Тайвань.

Антиманьчжурский лагерь потерпел поражение вследствие разобщенности действий и ограниченности целей. Слои предбуржуазии были слишком слабыми, чтобы возглавить и сплотить движение. Феодальные руководители завели его в тупик, заставляя даже самую боевую силу и самых последовательных борцов — восставших крестьян служить их корыстным целям. Иноземцы подчинили громадное государство. Усилилась феодальная реакция.

11*


Борьба в области идеологии и культуры

История китайского общества в XVI—XVII вв. была отмечена значительным культурным подъемом. Технические усовершенствования, возникновение мануфактур, обширные внешние связи, путешествия в дальние края вызвали интерес к развитию научных знаний. Однако закостенелая система образования, официально установленный и раз навсегда определенный круг знаний, господство чжусианской средневековой схоластики — все это препятствовало развитию наук и новым открытиям. Подготовка к государственным экзаменам, связанная с зубрежкой старинных канонов, сочинением стандартных стихов и прозы, отнимала время и суживала круг интересов образованных людей. Не удивительно, что труды ученых часто имели описательный или компилятивный характер.

В противовес им чаще появлялись сочинения, имевшие практическое назначение. Это были обстоятельные пособия для разных отраслей сельского хозяйства или ремесленного производства, описания ирригационных сооружений или улучшенных доменных печей. Было сделано подробное описание всех известных растений с указанием их фармакологических свойств. Специальные труды посвящались медицине, в частности лечению инфекционных болезней. Средневековые географы составляли подробные описания Китая и всех его провинций, рисовали детальные карты, но без градусной сети, которая не была им известна.

Некоторые ученые обратились к областям науки, получившим значительное развитие на Западе. Ученый Сунь Юань-хуа приступил к изучению трудов по математике, написанных в Европе. В докладе императору он подчеркивал необходимость введения артиллерии и улучшения военного дела. Другой ученый, Ван Чжэн, изучил латынь, перевел на китайский язык термины по механике, обучал молодых людей математическим знаниям.

Официальной историографии противостояли исторические труды частных лиц. По собственной инициативе они издавали записки и мемуары, составляли сборники, подбирали документы. Язык и идеологическая направленность таких сочинений отличались от официальных изданий. В художественной литературе подвергалось критике и осмеянию феодальное общество и застарелые каноны быта. Писатели сочиняли произведения, в которых высмеивали государственные и социальные порядки, старый быт, тупость и взяточничество чиновников. С большой выразительностью был написан социально-обличительный роман «Цзинь, Пин, Мэй», а также новеллы, объединенные в сборнике «Удивительные истории нашего времени и древности». В изобразительном искусстве наметились направления, противостоявшие стандартным нормам. В живописи возник новый жанр — иллюстрация художественных произведений.

Нападкам со стороны передовых мыслителей подвергалось чжусианское конфуцианство, буддийские и даосские каноны. Интерес к естественным и математическим знаниям сопровождался резкой критикой суеверий, предсказаний и гаданий. Вопреки суровым требованиям ограничить просвещение зубрежкой и толкованием древних книг некоторые ученые добивались преподавания практических знаний. Философ Ван Ян-мин (1472—1528) с позиций субъективного идеализма подверг критике официальную идеологию. Ли Чжи (1527—1602), философ-материалист, противопоставил конфуцианским догмам принцип изменчивости. Отвергая исключительность мудрости древних, он доказы-


вал: «Правильное вчера — неправильное сегодня». За вольнодумство Ли Чжи был заключен в тюрьму и погиб там, а его идею изменчивости восприняли реформаторы XVII в. Развитие издательского дела и книготорговли открыло новые возможности для распространения оппозиционных правительству сочинений. В одном только Пекине действовало в XVII в. 11 ксилографических книгопечатен. Имена некоторых издателей, например, Фэн Мэн-луна, приобрели широкую известность.

Годы вооруженной борьбы китайского народа против чужеземцев отмечены высоким подъемом патриотизма. Выдающиеся ученые, посвящая свои труды проблемам философии, экономики, истории, прямо или косвенно призывали к борьбе против завоевателей. Особой известностью пользовалось имя Хуан Цзун-си (1610—1696). В его трудах содержалась критика системы самовластия императора и феодалов и осуждение продажности чиновников. Именно их Хуан Цзун-си считал виновниками катастрофы, постигшей отечество. Он признавал правомерным свержение власти императора, а народу отводил роль хозяина страны. Его философские взгляды имели материалистическую основу. В своей экономической теории (вопреки конфуцианскому тезису) он признавал важность развития ремесла и торговли. Сам Хуан Цзун-си был активным борцом антиманьчжурского фронта.

Философ Ван Чуань-шань (Ван Фу-чжи) (1616—1692) также боролся против маньчжурских завоевателей. В своих произведениях он осуждал социальное неравенство и клеймил предательство феодалов. Он доказывал, что земля должна принадлежать народу. Враг конфуцианской схоластики и буддийской религиозной мистики, Ван Чуаньшань развил мысль о единстве тела и движения. Движение, по его мнению, атрибут материальной субстанции ци. В своем учении он доказывал материальность и вечность мира, которому свойственны постоянные движения и изменения..

Среди выдающихся ученых той эпохи известностью пользовался и пламенный патриот Гу Янь-у (Гу Тин-лин) (1613—1682), словом и делом боровшийся против чужеземного ига. Все его произведения были проникнуты идеей борьбы, национального освобождения Китая, а также критикой средневековой схоластики. Историк, филолог и экономист, Гу Янь-у критиковал старинную систему просвещения и конфуцианские принципы хозяйствования и выдвинул новую экономическую теорию.

В то время появилось много трудов, посвященных истории антиманьчжурской войны, сопротивлению городов и борьбе крестьянских организаций. Отчаянное сражение жителей Янчжоу с завоевателями в ярких красках описал Ван Сю-чу в своем труде «Записки о 10 днях в Янчжоу». Другие авторы осветили героическую оборону городов в нижнем течении р. Янцзы и других районах.

Современники уделяли много внимания сбору сведений о великой крестьянской войне, деятельности повстанцев, биографиях их вождей. Сохранилось несколько дневников с записями о положении в Пекине и других городах во время занятия их повстанцами. Неизвестные авторы подобрали материалы о великой крестьянской войне, заключив в сборники даже песни и воззвания повстанцев. Группа ученых приступила к составлению истории Китая под властью минской династии. В столице и в отдаленных районах тайно трудились образованные люди, создавая сочинения, которые свидетельствовали об их патриотических или реформаторских взглядах. Видные писатели, философы, историки создали в условиях патриотического подъема блестящие произведения, которые два века спустя вновь зазвучали призывом к борьбе против цинского режима.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: