При проведении исследования используют методы сбора первичной социологической информации. К ним относятся: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетирование, интервьюирование), экспертные оценки и метод социального эксперимента.
Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение. Он является наиболее авторитетным и популярным, т.к. имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с другими методами.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым (респондентом).
Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его применение опосредовано применением анкеты и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.
В данном разделе рассмотрим наиболее подробно анкетирование.
Анкетирование – это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
|
|
В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.
В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное анкетирование (предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии) и заочное анкетирование (респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя).
По способу вручения анкет респондентам различают почтовое (анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте), прессовое (при котором анкеты публикуются в печати), раздаточное анкетирование (предусматривает личное вручение анкеты респонденту).
Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.
Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).
Вводная часть представляет собой обращение к респондентам, в котором следует указать: название учреждения, которое проводит исследование, задачи исследования, роль респондента в решении поставленных задач, заверение в полной анонимности ответов респондента, способ возврата заполненных анкет и правила заполнения анкеты.
Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка этой части анкеты является наиболее сложной и ответственной.
Основная часть анкеты начинается всегда с простых вопросов, предназначенных для того, чтобы заинтересовать респондентов и помочь им включиться в работу. Затем следуют вопросы, направленные на решение главных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивов, мнений и оценок. В конце используются вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, а также контрольные и наиболее интимные вопросы, требующие индивидуального мнения респондентов.
|
|
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих социальную характеристику респондента: пол, возраст, образование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста в заполнении.
При конструировании анкеты применяются следующие виды вопросов, различающиеся по форме: открытые, закрытые, полузакрытые и шкальные вопросы.
Открытые вопросы – это вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в открытой форме. Например:
«Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься (напишите, пожалуйста) ________________________________________».
Формулировка в данном случае не ограничивает человека, отвечающего на вопрос какими-либо рамками, и он может высказать, все, что думает в любой форме, во всей полноте и до мельчайших подробностей.
Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и представляют выбор респондентом одного или нескольких возможных ответов.
Простейшим видом закрытого вопроса является «да-нет» вопрос. Его рекомендуется употреблять только в тех случаях, когда сомнения в однозначном выборе ответа отсутствуют. Например:
«Выписываете ли Вы спортивные газеты и журналы?
□ Да
□ Нет»
Альтернативный вопрос включает предполагаемые варианты ответов, которые носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать только один вариант ответа. Например:
«Как часто Вы посещаете стадион?
□ Очень часто (каждый день)
□ Часто (2-3 раза в неделю)
□ Не очень часто (3-4 раза в месяц)
□ Редко (1-2 раза в месяц)
□ Очень редко (еще реже)
□ Никогда».
Другой разновидностью закрытых вопросов является вопрос-меню, в котором респонденту предлагается право выбора нескольких ответов (количество выбранных ответов оговаривается обязательно). Например:
«Что Вас привлекает в тренерской работе? (Отметьте не более трех ответов).
□ Общение с людьми
□ Разнообразие деятельности
□ Отсутствие регламентированного рабочего дня
□ Эмоциональность, творчество
□ Возможность подготовить квалифицированного спортсмена
□ Частые поездки на соревнования и сборы и т.д.»
Шкальный вопрос предполагает, что респондент должен отметить интенсивность какого-либо явления или мнения и чаще всего требует выражения в баллах или процентах. Например:
«Насколько важно для Вас, чтобы работа была разнообразной?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
совсем очень
не важно
важно
Так как есть вероятность того, что не все возможные варианты ответов будут учтены при составлении закрытого вопроса, рекомендуется чаще использовать полузакрытые вопросы, когда в перечне ответов есть также позиция «другое» или «что еще». Например:
«Есть ли у Вас спортивный инвентарь? (Подчеркните)
Велосипед, гантели, обруч, эспандер, туристическое снаряжение, лыжи, коньки, ракетки (теннисные, бадминтонные), лодка.
Что еще _________________________________________».
Требования к внешнему виду анкеты. Анкета должна быть аккуратной, отпечатана на хорошей бумаге четким, достаточно крупным шрифтом. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, имеющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения. При наборе текста нельзя допускать разрыва вопроса (т.е. переносить вопрос со страницы на страницу), смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом. Вопросы должны быть сформулированы просто и понятно и таким образом, чтобы не навязывать мнение социолога. Количество вопросов должно быть в пределах разумного. Формулировка вопросов не должна задевать самолюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции.
|
|
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФКС С ОСНОВНЫМИ
КОМПОНЕНТАМИ ОБРАЗА ЖИЗНИ.