Дмитрий жил в 14 веке. Правил с 1359-1389 во Владимире. Являлся внуком Ивана Калиты.
Перед князем стояли следующие задачи: объединение Московского и Владимирского княжеств, стремление ослабить зависимость рус. княжеств от Орды 3.борьба за лидерство на Руси. Для реализации данных направлений он в 1378 году одержал победу над ордынцами на р. Воже, в 1380 г. одержал победу над ханом Мамаем на Куликовом поле, но в 1382 году Москва была разорена ханом Тохтамышем, поэтому ордынское иго не было окончательно свергнуто. В ходе борьбы за лидерство на Руси одержал победы над литовскими дружинами в 1368, 1370, 1372. Борясь с Тверью за великое княжение, одержал победу в 1375 году, став великим князем. В 1367 был построен белокаменный Кремль.
В результате деятельности Дмитрия Донского на Руси возникли предпосылки освобождения Руси от зависимости от ордынцев, ослабла зависимость от Орды. Укрепилось Московское княжество, благодаря его успехам в борьбе с соседними княжествами был сделан шаг в процессе объединения русских земель вокруг Москвы.
|
|
Се́ргий Ра́донежский [1] жил с 1314 по 1392 [ В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Около 1328 года[5] сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти.После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года)[ источник? ] небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда:. Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
|
|
Задачей своей Сергий ставил устранять конфликты в среде княжеской и церковной, поддерживать князя Дмитрия в его борьбе против татар. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь»[9] под защиту князя Михаила Александровича Тверского. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями. 25 сентября 1392 года Сергий скончался.