Альтернативные управленческие решения, предпосылки их формирования.
Альтернативное решение – решение, которое может быть противопоставлено найденному, но характеризуется лучшим результатом.
Важным условием правильного формирования альтернативных УР и выбора наиболее подходящего –определение ограничений и формулировка критериев принятия решения.
Ограничения:
-огр несоответствия
- кадровые
- финансовые
- правовые и тд
В идеале желательно выявить все возможные альтернативы, на практике ограничиваются несколькими, наиболее подходящими.
Оценка:
Определение + и -, возможные последствия выбора каждой из них. Для сравнения используют критерии принятия решений. Все решения необходимо представить в сопоставимой форме. Желательно, чтобы это была та же форма, в которой выражена цель. Решение не обязательно наилучшее, но наиболее приемлемое.
Альтерн УР должны приводиться в сопоставимый вид по следующим параметрам:
- фактор времени (время осуществлений проекта)
|
|
- фактор масштаба
- метод получения инф-и для принятия решения
- фактор риска и неопределенности
- фактор инфляции
Правила, обеспечивающие сопоставимость
1 – кол-во альтернативных вариантов должно быть не менее трех
2 – в качестве базового варианта должен применяться наиболее новый во времени, остальные приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов
3. – формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности Ур.
4. для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения.
Технологии разработки и реализации УР включают:
- порядок сбора и обработки информации
- принципы организации и управления
- систему контроля.
Технология разработки и реализации УР опирается на стратегический план, кот составляется для всей управляющей системы.
Объектом технологии раз. УР является человек.
Технологии рассматривают на 2-х уровнях: верхний уровень – технологии целевого управления, нижний – технологии процессного управления., инструментальные, определяемые верхним уровнем.
Целевые технологии основаны на приоритете целей относительно ситуаций и ориентируют решение на достижение цели. Среди целевых технологий различают:
- инициативно-целевую
Выдача заданий без указания средств и методов его реализации. Руководитель формирует цель для сотрудников, срок выполнения. Без указания механизма достижения. Этот тип целевой технологии рассчитан на профессионального, инициативного исполнителя.
|
|
Условия применения:
- срок выполнения до 1 месяца
-количество работников – не более 10 чел.
- профессионализм со стороны руководителя
- сфера инновационных разработок
-устойчивые неформальные отношения среди работников.
-программно-целевую
Руководитель формирует задание с указанием средств, методов и сроков выполнения. Обычно эта технология используется для решения повторяющихся проблем с применение стандартных средств и методов. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний в процессе выполнения задания. Успех и результаты при применении этой технологии определяются квалификацией руководителя, выдавшего задание.
-регламентную
Руководитель выдает задание с указанием средств, их возможных ограничений, ориентировочного времени выполнения, рекомендует методы. Эта технология основана на соблюдении регламента безусловного неудаления от цели. Возможна только положительная динамика процесса выполнения задания- либо приближение к цели, либо неизменность результатов в течение некоторого периода времени.