Тогда
Полученное значение тока I׀2, подставим в (1)
(2)
Уравнение (2) представляет собой зависимость электромагнитного момента АД от скольжения, выраженную через параметры схемы замещения.
Если в уравнение (2) подставить значение скольжения в пределах S=-1÷1 и совместно с этим уравнением при тех же значениях скольжения решить уравнение
(3)
то получим характеристики в координатах М=f(S) и ω=f(М) – механические характеристики АД (рис. 3.2).
М, Н·м ω, рад/с
MK ДР ГР
ДР
MП ω0
- S -1 SКР. 1 S
ГР -МК МП МК М, Н·м
Рисунок 3.2 – Механические характеристики АД. MK – максимальный или критический момент; МП – пусковой момент; ω0 – угловая скорость идеализированного ХХ (скорость ВМП).
Части характеристик, выражающие зависимость М(S) и ω(М) в области скольжений , описывают двигательный режим (ДР) в АД. Части характеристик при изменении скольжения описывают генераторный режим (ГР) в АД.
Определим параметры точки экстремума. Для этого нужно продифференцировать уравнение (2), затем приравнять его к нулю и решить относительно критического скольжения
|
|
(4)
где знак «+» означает ДР, знак «-» - ГР.
Подставив в уравнение (2) критическое скольжение из уравнения (4), найдем МК
(5)
Кроме того, подставив в уравнение (2) значение скольжения, равное единице, получим пусковой момент МП
(6)
Проанализировав уравнения (2), (4), (5) и (6), можно сделать следующие выводы:
1) Моменты АД пропорциональны квадрату питающего напряжения;
2) Критическое скольжение пропорционально активному сопротивлению ротора;
3) Критический момент не зависит от активного сопротивления ротора;
4) Пусковой момент пропорционален активному сопротивлению ротора и квадрату питающего напряжения.
Устойчивость определяется тем, что при увеличении момента на валу двигателя, электромагнитный момент должен увеличиваться. Проиллюстрируем это с помощью механических характеристик.
М, Н·м ω, рад/с
МК ω0
SK 1 S МП МК М,Н·м
Рисунок 3.3 – Механические характеристики АД
Областью устойчивой части характеристики М(S) является линейная часть характеристики при изменении скольжения в диапазоне от нуля до критического значения скольжения SK (рабочая область) и соответственно область характеристики М(ω) в диапазоне момента от нуля до критического значения момента МК.