Приложения к практическим занятиям.
Классификация инноваций по А. И. Пригожину
Классификация инноваций по Э. А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой
Классификационный признак | Вид инновации | Содержание инновации |
1. Причина возникновения. | 1.1. Реактивные. | 1.2. Стратегические. |
1.1. Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. | 1.2. Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе. | |
2. Предмет и сфера приложения. | 2.1. Продуктовые. | 2.1. Новые продукты и услуги. |
2.2. Рыночные. | 2.2. Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках. | |
2.3. Инновации-процессы. | 2.3. Технология, организация производства и управленческие процессы. | |
3. Характер удовлетворяемых потребностей. | 3.1. Ориентирование на существующие потребности. | 3.1. Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично. |
3.2. Ориентирование на формирование новых потребностей. | 3.2. Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п. |
Классификационный признак | Вид инновации |
1. По распространенности. | Единичные и диффузные. |
2. По месту в производственном цикле. | Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые. |
3. По преемственности. | Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения. |
4. По охвату ожидаемой доли рынка. | Локальные, системные, стратегические. |
5. По инновационному потенциалу и степени новизны. | Радикальные, комбинаторные, совершенствующие. |
Классификационный признак | Классификационные группировки инноваций |
1. Область применения. | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др. |
2. Этапы НТП, результатом которых стала инновация. | Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные. |
3. Степень интенсивности. | «Бум», равномерная, слабая, массовая. |
4. Темпы осуществления инноваций. | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные. |
5. Масштабы инноваций. | Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие. |
6. Результативность. | Высокая, низкая, средняя. |
7. Эффективность инноваций. | Экономическая, социальная, экологическая, интегральная. |
И все же, основные классификации инновации следующие:
|
|
|
|
1. По степени рыночной новизны;
2. По причинам проведения;
3. По объекту инноваций (продуктовые, управленческие, маркетинговые, технологические).
Предпосылки инноваций бывают внутренними и внешними. Внутренние представляют собой внутрифирменную проблему, которая имеет положительные и негативные последствия. Внешними предпосылками инноваций являются изменения во внешней предпринимательской среде, которые бывают прямого и косвенного воздействия.
Инновативность компаний-способность четко и адекватно реагировать на малейшие измениения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых технологий.
Инновационные проекты бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Существует множество инновационных стратегий (в частности, предпринимательская, конкурентная, пионерная, следование за лидером).
Эффект «каннибализма»-поглощение новым брендом старого.
Государственное регулирование инноваций на законодательном уровне не досточно упорядоченном нуждается в устоявшимся и систематическом документальном обеспечении. Рост инноваций зависит почти всегда от эффективного бизнес-планирования.
Школы | Представители | Основные достижения | Период |
1. Школа научного менеджмента | Ф.У. Тейлор, Г. Эмерсон, Ф. и. Л. Джилбрет, Г. Л. Гантт, Г. Форд | Научный подход ко всем элементам и этапам производства, первые принципы менеджмента. | 1896–1940 |
2. Административная классическая школа | А. Файоль, М. Вебер, Л. Ф. Урвик | Основные функции и принципы менеджмента. Теория власти, законы управленческого труда. | 1910–1949 |
3. Школа человеческих отношений | М.П. Фоллетт, Э. Мейо, Ч. Барнард, Д. Мак-Грегор | Рассмотрение человеческого фактора как основополагающего в менеджменте и утверждение принципа – "человек дороже вещи". | 1950–1994 |
4. Системный менеджмент | Н. Винер, С. Янг, Г. Саймон | Коренной поворот развития менеджмента системный подход в анализе факторов внешней и внутренней среды | 1940 – наст. время |
5. Школы мотивации | А. Маслоу, Ф. Герцберг, Ф. Врум | Разработка множества концепций мотиваций и применение психологических подходов в менеджменте. | 1950 – наст. время |
6. Японизация менеджмента | У. Оучи | Утверждение принципиально новой модели менеджмента, в соответствии с которой повышение производительности достигается благодаря усилению вовлеченности работников в организацию и их коллективизму. | 1970–1997 |
7. Маркетинговый менеджмент | Ф. Котлер | Принципиальный поворот основного внимания менеджеров от внутренней к внешней среде фирмы. Разработка концепции маркетинга. | 1970 – наст время |
8. Стратегический менеджмент | И. Ансофф, М. Портер, Г. Минцберг. | Акцентирование внимания на долгосрочной выживаемости фирмы и факторах успеха в конкурентной борьбе. | 1970 – наст врем |
9. Современное учение о менеджменте | П. Друкер, Ч. Хенди | Отражение законов менеджмента в постиндустриальную эпоху. | 1970 – наст врем |