Форма государственного устройства

Лекция №4.

Семинар №2.

Первое французское восстание – 1789.

Второе французское восстание – 1830 –борьба между Бурбонами и Бонапартом за власть.

Третье французское восстание – 1840.

Тема №4: Виды монархии, виды республик (парламентские монархии, парламентские республики).

Системы правления (смешанная форма правления – парламентская и президентская форма правления).

Классический образец смешанной формы правления – Франция (со времен 5 республики, современная Франция). До этого Франция была классической парламентской республикой до 1958г. Де Голь. Черты парламентской и президентской (полномочия значительные, в них президент избирается напрямую).

В смешанных формах правления глава государства одновременно является главой государства, но совсем не так как в президентской форме правления.

1. Кабинет министров (узкое правительство: базовые министры, возглавляется премьер-министром), совет министров (широкое правительство: базовые + отраслевые министры, возглавляет президент) – во Франции. Узкое правительство руководит повседневными делами.

2. Правительство формируется по результатам парламентских выборов. Президент предлагает кандидатуру премьер-министра, но есть ограничители: глава государства смотрит на расстановку сил в парламенте; весь состав утверждается всеми членами парламента; президент складывает с себя партийность на время выборов, но все равно его воспринимают как лидер той или иной партии; правительство во Франции ответственно и перед парламентов, перед президентом; зато у президента есть уникальные права (инициация по своей воли роспуск парламента)ограничения: не может распустить парламент, если он работает меньше года, если чрезвычайное положение в стране и т.д. (здесь партийный принцип выборов).

По принципу вертикальной власти (полномочиях):

Унитарные – единое, одно правительство, единая система судопроизводство, одно гражданство, одна Конституция. Регионы могут иметь на своем уровне свои управленческие структуры, только они не обладают суверенитетом, вся полнота власти находится в «центре»: централизованные, децентрализованные, частично обладающие первым/вторым качеством.

Критерий деления (как именно формируется структура власти в регионе на региональном уровне: 1. В централизованном власти в регионах назначаются из центра; 2. В децентрализованном. Структура власти формируется самостоятельно, через выборы, без вмешательства центра; 3. В смешанной два принципа присутствуют, есть назначенцы из центра и присутствуют власть, сформировавшееся на месте). + Когда осуществляется вопрос о реорганизации общества проводить легче.

- унитарная система правления менее демократичная, потому что центр от региона находится далеко.

Централизованное государство образец – Финляндия.

Федеративные – сложное государство, субъекты федерации обладают урезанным суверенитетом, которые прописан в Федеральной Конституции, закреплены полномочия (поэтому центр не имеет права вмешиваться).

Могут быть Конституции у субъектов Федерации, также у них образуется свое правительство (которое обладает соответствующим статусом).

Критерия подлинного федерализма:

1. Всегда должны быть четко закреплены полномочия за центральной ветвью власти, и в рамках этих полномочий центр действует самостоятельно в рамках полномочий, не согласует свою политику с субъектом федерации.

2. Определенные полномочия закрепляются Конституцией.

3. Внешняя политика всегда находится в исключительном ведении центра, субъекты не имеют на это право.

4. Во всех буржуазных федерации запрещено право сецессии (право на односторонний выход из состава союза).

5. Обязательный двухпалатный парламент; и одна из палат (как правило верхняя) призвана защищать интересы субъектов Федерации, формируется верхняя палата по принципу равного представительства от каждого субъекта.

6. Должна быть дуалистическая система судопроизводства – четко должны быть прописаны полномочия между судами федеральными и судами субъектов федерации.

7. Все конфликты между субъектами федерации и центром, между самими субъектами федерации, решаются в судах общенациональной юрисдикции.

8. Все территориальные споры, которые возникают между субъектами федерации не могут решаться в одностороннем порядке центром, они решаются на совместных заседаниях между этими субъектами с привлечением центра.

9. Все изменения, которые касаются изменений в Федеральную Конституцию, должны проходить с участием субъекта федерации, без его одобрения не возможны изменения.

10. Конституция регионального уровня не должна противоречить Федеральной Конституции.

11. Если субъект выходит и начинает нарушать Конституцию, то на этот случай в большинстве существует особый закон «закон о федеральной интервенции» (о введении ограниченного чрезвычайного положения»,который центр вводит, этот закон должен четко регламентироваться законодательством «кто объявляет», «на какое время».

Вся тайна федерализма зависит от того, как именно разграничиваются полномочия между центром и субъектов федерации. 3 модели:

1. Остаточный принцип – подробный перечень полномочий, к-й закрепляется за центром; перечень полномочий, который закрепляется за центром и субъектом (совместное ведение); все остальное за субъектом федерации.

2. Конкретизирующая – 1+2 пункты; четкий перечень прав, которые закреплены за субъектами федерации.

Американская – базируется на 2-й модели; включает «принцип подразумеваемых полномочий»: все новые виды деятельности, которые появляются в государстве, автоматически являются прерогативой центра. Содержат 3 дополнительных правила: подробный перечень, который запрещается делать центру по отношению к субъекту; содержит запреты по отношению к субъекту; запреты к центру и субъекту по отношению к местной структуре власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: