Основные собственно лингводидактические принципы

Принцип наглядности. Известно, что в процессе изучения языка участвуют все органы чувств человека, поэтому принцип наглядности реализуется на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств и каналов связи человека с окружающим миром различна. Общие виды наглядности.

1. Натуральная или естественная наглядность. К ней относятся естественные объекты и явления, используемые наиболее часто на начальном этапе обучения.

2. Изобразительная наглядность. К ней относятся стенды, экранные средства (учебные фильмы), графические учебные пособия (плакаты, схемы, рисунки), ТСО, используемые в новых технологиях (компьютер) и т.д. Они наиболее широко используются в процессе обучения.

3. Словесно-образная наглядность является специфическим видом наглядности. К ней относятся словесные описания, различного рода звуковые средства (например, магнитофонные записи).

Реализуется принцип наглядности при помощи следующих правил обучения.

1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные средства, если они дают положительный результат (например, доску, мел).

2. Наглядные пособия необходимо использовать как важное и эффективное средство обучения, не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения,

3. При использовании наглядных пособий нужно соблюдать чувство меры и целесообразности. Иначе внимание учащихся рассеивается, и усвоение материала затрудняется.

4. Демонстрировать наглядные пособия можно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. Необходима определенная последовательность их презентации.

Принцип доступности. Принцип доступности заключается в том, что доступность не должна подменяться легкостью, обучение не должно обходиться и не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Процесс обучения должен быть посильным для изучающих язык.

Обычно принцип доступности нарушается по следующим причинам.

1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (много абстрактных рассуждений), в результате чего учащиеся не могут понять сути изучаемого материала.

2. Материал недоступен по объему: учащиеся не успевают осмыслить соответствующее количество материала и усваивают его поверхностно.

3. Материал может быть недоступен и из-за физического перенапряжения учащихся. Имеется в виду не только усталость студента, но и перенапряжение на занятиях, при выполнении домашних, дополнительных заданий и т.п.

Правила принципа доступности в обучении. Одним из основных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации преподавателем и скорости ее усвоения учащимися. С учетом особенности учебной аудитории, этапа обучения и т.д. В процессе обучение нужно ориентировать внимание учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на его запоминание. Нельзя использовать (хотя необходимо помнить об относительности этого правила) такие традиционные правила, как переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от легкого к трудному, от известного к неизвестному и т.п.

Принцип сознательности и активности. Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношение к окружающей действительности в процессе овладения иностранным языком в условиях новой для них языковой, пространственной, природного среды. Известно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно.

В процессе обучения следует учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

– учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не могу» – признак отсутствия знаний);

– сознательность выражается в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности;

– признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Правила принципа сознательности и активности в обучении. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед нимиучебных задач, они должны понимать цель обучения. Занятие должноначинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущийопыт, на имеющуюся систему знаний. Преподаватель должен использоватьвсе имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес кизучаемому материалу. Учащиеся должны не только усваивать в процессе обученияинформацию о предметах и явлениях, но и понимать их внутреннююсущность, должны прийти к пониманию закономерностей, которые затемсмогут использовать на практике.

Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками. Принцип прочности связан со способностью учащегося принеобходимости воспроизвести изученное и воспользоватьсясоответствующими знаниями в практической деятельности, т.е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоватьсятем, чем располагает память (в этом заключается особенность данногопринципа).

Правила этого принципа заключаются в следующем. Необходимо давать такие установки на запоминание: что, как и длячего нужно запоминать; закреплять это соответствующими упражнениями.Необходимо уметь «предотвращать забывание». Большую роль здесьиграют опорные сигналы (схемы), ключевые слова, зрительнаянаглядность.Более прочному запоминанию, как известно, способствует и записьучащимися важнейшей информации, получаемой в процессе обучения.

Принцип связи теории с практикой. Главной особенностью этого принципа является то, чтобы учащиеся прежде всего понимали значение теории в практической деятельности, умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: