Состав и основные характеристики жидкого топлива
Тема 10. Состав и основные характеристики жидкого и газообразного топлива. Теплота сгорания топлива. Условное топливо. Приведенные характеристики. Классификация топлив
МОДУЛЬ 4. Виды и характеристики топлива.
Вопросы для самопроверки
1. Для чего предназначены компрессоры?
2. Как вы понимаете одноступенчатое и многоступенчатое сжатие?
3. Что называется максимальной работоспособностью?
Практически все жидкие топлива пока получают путем переработки нефти. Сырую нефть нагревают до 300—370 °С, после чего полученные пары разгоняют на фракции, конденсирующиеся при различной температуре tK: сжиженный газ (выход около 1 %), бензиновую (около 15 %, tК = 30÷80 °С), керосиновую (около 17%, tк =120÷135 °С), дизельную (около 18%, tк = 180÷350°С). Жидкий остаток с температурой начала кипения 330—350 °С называется мазутом. Указанные фракции служат исходным сырьем для получения смазочных материалов и топлив для двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных установок — бензина, керосина, дизельных топлив и т. д.
Мазутная фракция может подвергаться дальнейшей переработке на светлые нефтепродукты путем крекинга, т. е. расщепления тяжелых молекул на более легкие. Первый патент на установку термического (т. е. осуществляемого путем нагрева до высоких температур под давлением) крекинга нефтепродуктов был получен русским инженером В. Г. Шуховым в 20-х годах ХХ века по решению международного суда на основании «привилегии», выданной ему еще в 1891 г. Сейчас этот процесс ускоряют с помощью катализаторов. Большое количество мазута (с некоторыми добавками) все еще используется в качестве топлива.
В 1975 г. выход мазута в СССР составил около 45 % количества сырой нефти. В начале 80-х годов глубина переработки нефти возросла примерно до 60 %, а к концу века выход мазута уменьшится до 20 % сырой нефти. Поскольку мазут служит и предметом экспорта, его потребление в качестве топлива уменьшается. Мазут, как и моторные топлива, представляет собой сложную смесь углеводородов, в состав которых входят в основном углерод (Сr= 84÷86 %) и водород (Нr= 10÷12%).
Мазуты, получаемые из нефти ряда месторождений, могут содержать много серы (до 4,3%), что резко усложняет защиту оборудования и окружающей среды при их сжигании.
Зольность мазута не должна превышать 0,14 %, а содержание воды должно быть не более 1,5 %. В состав золы входят соединения ванадия, никеля, железа и других металлов, поэтому ее часто используют в качестве сырья для получения, например, ванадия.
К газообразным топливам относится прежде всего природный газ. Основным его компонентом является метан СН4, кроме того, в газе разных месторождений содержатся небольшие количества азота N2, высших углеводородов СnНm, диоксида углерода СО2. В процессе добычи природного газа его очищают от сернистых соединений, но часть их (в основном сероводород) может оставаться. Кроме того, в бытовой газ для обнаружения утечек добавляют так называемые одоризаторы, придающие газу специфический запах; они тоже содержат соединения серы. Принято считать, что концентрация водяного пара в природном газе соответствует состоянию насыщения при температуре газа в трубопроводе.
При добыче нефти выделяется так называемый попутный газ, содержащий меньше метана, чем природный, но больше высших углеводородов и поэтому выделяющий при сгорании больше теплоты. Проблема полного его использования сейчас весьма актуальна. Естественно, если близко есть газопровод природного газа, попутный газ проще всего закачивать в него.
В промышленности и особенно в быту находит широкое распространение сжиженный газ, получаемый при первичной переработке нефти и попутных нефтяных газов. По ГОСТ 20448- 80 с изменениями от 01.03.84г. и 01.07.86г. выпускают технический пропан (не менее 93 % С3Н8 + С3Н6), технический бутан (не менее 93 % С4Н10 + С4Н8) и их смеси. Температура конденсации пропана при атмосферном давлении равна -44,5 °С, а бутана + 5 °С; соответственно при 20 °С давление паров пропана составляет около 0,8, а бутана — около 0,2 МПа. Поэтому эти газы транспортируют в жидком виде в баллонах под небольшим давлением (менее 2 МПа).
В зависимости от назначения и условий использования смеси содержание в ней пропановой и бутановой фракций должно быть разным. Например, в районах с суровым климатом цистерны без подогрева, размещаемые на улице, должны зимой заполняться пропаном, ибо бутан при отрицательных температурах испаряться не будет. Наоборот небольшие баллоны, устанавливаемые в помещении, и любые баллоны в районах с теплым климатом, заполняют смесью, состоящей примерно поровну из пропана и бутана, в результате чего давление в баллоне обычно не превышает 0,6МПа.
На металлургических заводах в качестве попутных продуктов получают коксовый и доменный газы. И тот и другой используются здесь же на заводах для отопления печей и технологических аппаратов. Коксовый газ иногда (после очистки от сернистых соединений) применяют для бытового газоснабжения прилегающих жилых массивов. Из-за большого содержания СО (5-10 %) он значительно токсичнее природного. Избытки доменного газа обычно сжигают в топках заводских электростанций.