Общение

Игры

Эффективным средством общего и речевого развития, воспитания положительных качеств личности неслышащего ребенка являются игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые.

Специальными задачами, стоящими перед воспитателем, являются: развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых детям игр; использование игры как коррекционного средствав общем и речевом развитии ребенка с недостатком слуха.

Организуя игры в интернате, воспитатель учитывает особенности игровой деятельности глухих детей: однообразие и бедность сюжетов, чрезмерная детализация предметных действий, механическое подражание друг другу, трудности в переносе действий на другую игровую ситуацию, в игровом замещении предметов, отсутствие свертывания компонентов игры, которое характерно для слышащих детей благодаря замещению ими этих компонентов словесными средствами.

Вследствие этого воспитатель создает необходимые условия для проведения игры и руководит ею, обучая детей самой игре, формируя и развивая новые игровые умения, активизирует необходимый для игры словарь, вводит новые для детей речевые конструкции, обороты речи, обусловленные сюжетом игры или ее правилами. Разные виды игр требуют разного объема словаря и предоставляют разные возможности для развития словесной речи, остаточного слуха навыков общения.

Важными условиями успешной организации и проведения игр являются:

-тщательная подготовка воспитателя к проведению игры;

-наличие и доступность игрушек, игр, инвентаря, элементов костюмов;

-обучение детей пользованию этими предметами;

- обучение пользованию предметами-заменителями;

-обеспечение детям впечатлений (событие, экскурсия, книга, фильм), необходимых для возникновения у них потребности в игре;

-создание речевой среды в процессе игры и активизации общения между играющими;

-поддержание собственно игровых интересов детей и создание возможности свободных эмоциональных проявлений.

Важная роль в развитии познавательных способностей и навыков словесной речи принадлежит дидактическим играм. Дидактическая игра, основанная на наглядном материале (лото, геометрические фигуры, предметные и сюжетные картинки), содействует повторению и закреплению изученного в классе материала, обогащению словаря и развитию слухового восприятия, стимулирует речевое общение детей, способствует формированию мыслительных операций.

Спортивные игры выступают одновременно и как средство реализации двигательной активности и как средство коррекции моторных нарушений, физического развития детей и укрепления их здоровья. Они дают также опыт и навыки коллективных отношений. Организуя подвижные и спортивные игры, воспитатель обеспечивает рациональную дозировку физической нагрузки и моторную плотность процесса игры. Не следует перегружать эти игры проговариваниями, так как это снижает их ценность как необходимой детям физической нагрузки.

Среди игр в интернате значительное место отводится сюжетно -ролевой игре, в которой объединены общение и предметная деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у детей с недостатками слуха мышление, воображение, служат средством овладения нормами и правилами социального поведения, ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными.

В сюжетно-ролевой игре неслышащие дети познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей – многое из того, что они не могут наблюдать в окружающей жизни, заимствовать из нее вследствие отсутствия слухового канала информации.

Важнейшей сферой жизнедеятельности воспитанников в интернате является общение, коммуникативная деятельность, осуществляемая различными средствами – словесной, дактильной, жестовой речью, предметно-действенными средствами. Через общение неслышащий ребенок осваивает нормы социального поведения путем усвоения образцов поведения из опыта общения с окружающими.

В процессе общения с разными людьми – взрослыми, сверстниками, старшими и младшими воспитанниками, слышащими детьми разных возрастов – ребенок постепенно накапливает знания, сведения о мире вещей, мире идей и отношений, эмоционально развивается. В общении с окружающими происходит самопознание, формируется самооценка, представление о себе на основе отношения к себе партнеров по общению.

Общение в интернате между неслышащими воспитанниками осуществляется в двух основных видах: межличностное (свободное) и межролевое (деловое) общение.

В межролевое общение воспитанники вступают при выполнении разнообразных видов деятельности – в игре, труде, учебно-познавательной деятельности, реализуя при этом потребность в ориентации в создавшейся обстановке, потребность в активной деятельности, в познании. Межролевое общение ведется воспитанниками преимущественно словесной речью, реже используется мимика. Здесь сказывается привычка вести деловое общение словесной речью в классе, на уроке.

Межличностное общение строится на внеситуативно-личностной, эмоциональной основе и обеспечивает потребность детей в товариществе, дружбе, взаимопонимании, поддержке, признании. Межличностное общение глухих учащихся в интернате со сверстниками, старшими и младшими воспитанниками ведется преимущественно жестовой речью, со старшими (учителями, воспитателями) – словесно.

Достижение воспитанниками свободного общения словесной речью в обоих его видах формируется длительной работой и обеспечением учащихся богатым опытом подобного общения. Организуя общение детей в условиях интерната, воспитатель помнит об особенностях глухих и слабослышащих учащихся: недостаточность словаря, ощущение неполноценности своего речевого развития и боязнь вступать в общение со слышащими, трудности восприятия устной речи глухого или слабослышащего партнера по коммуникации вследствие невнятности его произношения. Задачами воспитателя являются:

-обучение глухих и слабослышащих воспитанников нормам речевого общения, принятым среди слышащих, полноценному использованию речевого общения как средства познания, самопознания, эмоционального и речевого развития;

-обучение общению словесной речью в коллективе, формирование навыков ведения диалога с любым членом коллектива, с учителями и воспитателями, со слышащими сверстниками; развитие общительности, преодоление страха общения;

-формирование потребности неслышащих школьников, особенно младшего возраста, в общении со взрослыми, обеспечение общения не только на формальной, деловой основе, но и межличностного, неформального общения на положительной эмоциональной основе, когда взрослый выступает как источник интересных знаний, умений, душевного тепла и дружеского участия;

-корректировка общения при его нарушениях (например, изолированность от коллектива отдельных учащихся).

Воспитатель в единстве с педагогическим коллективом школы-интерната через задание определенных моделей общения формирует межличностное и межролевое общение воспитанников в форме речевого общения. При этом не исключаются вспомогательные средства общения, используемые при необходимости.

Формирование речевого общения достигается путем организации таких видов деятельности, в которых участвуют воспитанники различных возрастных групп, когда возникает потребность в постоянном словесном общении со старшими, между собой, со слышащими посторонними людьми (общешкольные дела большого масштаба и продолжительности, шефство, трудовые акции, участие в работе клубов, кружков, пионерской и комсомольской организаций, выполнение общественных поручений, организация и участие во встречах со слышащими и др.).Обязанностью воспитателя является постоянное привлечение и развитие остаточного слуха детей во всех видах и формах внеклассной работы, систематический контроль качества устной речи, ее внятности, соблюдения воспитанниками правил ведения дналога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: