Этногенез казахского народа
В Казахстане крайне сложная этническая история. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов. В XV-XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории в тех пределах, в которых казахи размещались в последующие века.
В силу естественно-географических и хозяйственных условий обитания, вхождения различных племен в разные племенные союзы и раннефеодальные государства формируются три этнокультурные группы - жузы.
Старший жуз: Семиречье, Туркестан;
Средний жуз: Центральный, Северный и Восточный Казахстан;
Младший жуз: Западный Казахстан, междуречье Урала и Волги.
Родоплеменной состав жузов:
Старший жуз: дулаты (4 родовые группы: боптай, шымыр, сейкым, жаныс), уйсунь, жалаир, канглы, суаны, албаны, шапрппшты, сргели, жалаиры, ошакты.
Средний жуз: аргыны, найманы, кыпчаки, кереи, уаки, конраты, таракты.
Младший жуз: 3 родовых объединения − алимулы (шекты, торткара, каракесек, карасакал, кете, шомекей), байулы (адай, жаппас, алаш, байбакты, маскар, берш, тазлар, есентемир, серкеш, тана, кызылкурт, шихлар, алтын, исык), жетыру (табын, тама, кердери, кереит, толеу, рамадан, жагалбайлы).
|
|
Городская культура. Ибн Рузбихан упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». На правобережье Сырдарьи: Яссы, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Икан, на левом берегу - Аркук, Узгенд, на сев. склонах Каратау - Сузак, Кумкент и др. Культурными и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных из них.
Многоплановая роль городов. Сыгнак был «торговой гаванью» для Восточного Дешт-и-Кыпчака, столицей первых казахских ханов. Яссы (Туркестан)продолжал оставаться известным торговым пунктом, центром крупного земледельческого округа. С начала XVII в. Туркестан становится столицей Казахского ханства. Он был и религиозным центром для всего Туркестана и прилегающей казахской степи. Отрарсложился в крупный торгово-ремесленный центр южно-казахстанских земель. Сауран был известен в XVI в. целой системой оборонительных сооружений (высокие крепостные стены с башнями, крепостной вал, глубокий ров). Сайрам был хорошо укрепленной крепостью, крупным торгово-ремесленным центром на юге Казахстана, на стыке торговых и военных путей из Мавераннахра в Туркестан и Семиречье. Сузак (северные склоны Каратау) постоянно был главной опорой, стратегическим пунктом правителей Казахского ханства, хорошей крепостью, торговым и ремесленным центром, выдвинутым в степь.
В городах развивалось ремесло, существовал стабильный рынок. Строились архитектурные комплексы.
|
|
Устное поэтическое творчество казахов. В XV-XVII вв. широко развивалось. Произведения героического эпоса «Кобланды-батыр, «Ер-Таргын», «Камбар-батыр», социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек», слагались обрядовые песни и сказки.
Предания сохранили имена представителей казахской устной поэзии: Шалкииз-жырау (XV в.), Доспамбет-жырау (XVI в.), Жиембет (XVII в.). Прославлялись подвиги батыров, создавались исторические сочинения и генеалогии (шежире). Наиболее важным памятником казахской исторической литературы XVII в. является сочинение Кадыргали Жалаири «Джами ат-таварих».
Религия. Развитие своеобразной формы ислама (с сохранением многих доисламских − языческих традиций).