Вопросы организации государственной и муниципальной службы — это прежде всего разработка и реализация на федеральном, субъектов Федерации и муниципальном уровнях кадровой политики, призванной обеспечить эффективность и слаженность работы всех государственных и муниципальных органов. Подбор и расстановка кадров по различным должностям на государственной и муниципальной службе осуществляются по профессионально-деловым качествам (образовательный уровень и профессиональная подготовка, специальные знания и практический опыт, необходимые для успешного выполнения всего комплекса должностных полномочий) и социально-личностным качествам (умение работать с командой единомышленников, выдержка и самообладание, организаторские способности и умение располагать к себе людей, воля, целеустремленность и некоторые другие личностно-психологические и характерологические качества). Статья 60 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает общие принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы: назначение на должности гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и дедовых качеств и принцип совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.
|
|
Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются: профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих; содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе; ротация гражданских служащих; формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование; оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена; применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе.
|
|
Разработка предложений по государственной кадровой политике возложена на Академию государственной службы при Президенте РФ, а ее формирование и реализация — на специальные государственные органы. В их числе и подразделения Администрации Президента РФ — Управление по кадровым вопросам и государственным наградам и Управление по вопросам государственной службы. Последнее выступает как консультативный орган Президента РФ по вопросам разработки и обеспечения реализации кадровой политики в системе исполнительной власти Российской Федерации. Его основными задачами являются: по поручению Президента РФ — координация функционирования системы государственной службы и кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти; анализ состояния и эффективности использования интеллектуального, управленческого и предпринимательского потенциала страны; определение механизмов координации деятельности органов исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней в работе с кадрами; подготовка предложений по подбору и расстановке кадров на ведущие должности в системе исполнительной власти и некоторые другие.
Управление государственной службы и кадров аппарата высшего должностного лица субъекта Федерации разрабатывает планы мероприятий по формированию кадрового резерва и организации работы с ними в соответствующем субъекте РФ.
Кадровая служба любого государственного или муниципального органа обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестаций и испытаний при замещении соответствующих должностей; оформляет все решения государственных и муниципальных органов, связанных с прохождением службы, ведет личные дела служащих; консультирует и информирует служащих по затрагивающим их интересы кадровым вопросам; организует переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации служащих.