Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды

Существует два аспекта ответственности как социальной ка­тегории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего человека перед самим собой, своей совестью), и негативный (ретроспек­тивный), когда ответственность рассматривается под углом зре­ния отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как приме­нение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юри­дическая ответственность как один из видов социальной ответ­ственности выражается в осуждении противоправного поведе­ния лица со стороны общества и государства, заключающемся в обязанности виновного лица претерпевать отрицательные по­следствия материального или морального характера, в примене­нии санкций за правонарушения.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за не­исполнение или ненадлежащее исполнение служащим возло­женных на него обязанностей (должностной проступок). Дисциплинарная ответственность служащих применяется в рамках их служебных взаимоотношений вышестоящим по подчиненно­сти органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько разновидностей по государственным и муниципаль­ным должностям и видам государственной деятельности (отрас­левым разновидностям службы).

Лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности (депутата, члена выбор­ного муниципального органа, выборного должностного лица местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательное предварительное условие привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности — отрешение этих лиц от зани­маемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого законами предусмотрены соответствующие юридические формы: импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству, освобождение от должно­стей указами Президента РФ федеральных министров, поста­новлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и других; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полно­мочий судьи или даче согласия на привлечение судьи к юриди­ческой ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к ответственности; досрочное прекращение полномочий главы администрации муниципаль­ного образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государ­ственной службы, а также не являющиеся выборными муници­пальные должности муниципальной службы и любые другие служебные должности в гражданских и общественных учреж­дениях, могут привлекаться к одному из трех видов дисципли­нарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дис­циплинарная ответственность в порядке подчиненности и дис­циплинарная ответственность по правилам внутреннего трудо­вого распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмот­рена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, ор­ганов и учреждений прокуратуры, на работников железнодо­рожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности. В последнее время в связи с разделением государственной службы на три вида можно го­ворить и о трансформации института уставной дисциплинар­ной ответственности. Относительно государственной гражданс­кой службы она постепенно складывается в два основных па­раллельных типа (уставная правоохранительная и уставная военная дисциплинарная ответственность), характеризующих данный вид дисциплинарной ответственности как юридически самостоятельное понятие.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во-первых, нередко предполагает привлечение к дисциплинарной ответственности за совершенные вне службы и дискредитирую­щие публичную власть аморальные и административные про­ступки; во-вторых, предусматривает некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например лишение нагруд­ного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Фе­дерации»; в-третьих, за грубое нарушение должностных обязан­ностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из си­стемы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, тамо­женных органов и т. д.).

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчи­ненности распространяется на всех государственных и муници­пальных служащих, а также не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц государственных и негосударственных органи­заций и учреждений. Иными словами, область ответственности в порядке подчиненности охватывает наиболее общие правила слу­жебной дисциплины, предусмотренные законами «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Действующее федеральное и законодательство субъектов Федерации о государственной и муниципальной службе предус­матривает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение

государственным либо муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: заме­чание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном (служебном) соответствии, увольнение. А к госу­дарственным гражданским служащим дополнительно может быть применено такое взыскание, как освобождение от замеща­емой должности, но не установлено взыскание 'в виде строгого выговора. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Совершивший должностной проступок государственный служащий может быть временно (не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, от­странен от исполнения должностных обязанностей с сохране­нием денежного содержания. Отстранение служащего от испол­нения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением принимавшего его на службу руководителя.

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех дру-, гих лиц, работающих в государственных органах или органах местного самоуправления, но не являющихся государственны­ми или муниципальными служащими, в целях технического обеспечения их деятельности, а также на работников всех соци­ально-культурных и иных учреждений и организаций любых форм собственности, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления.

Этот вид дисциплинарной ответственности выступает как средство обеспечения трудовой дисциплины указанной катего­рии служащих, соблюдения ими трудового распорядка на пред­приятиях, в учреждениях, организациях, который определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми в соответствии со ст. 190 Трудового кодекса РФ (далее — ТрК РФ) работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Порядок дисциплинарного производства един для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисципли­нарной ответственности любого служащего служит дисципли­нарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее ис­полнение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины. В отношении государственных служащих предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки, публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятель­ности государственных органов, их руководителей, включая ре­шения вышестоящего государственного органа либо государ­ственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его долж­ностные обязанности.

Для привлечения любого служащего к дисциплинарной от­ветственности требуется обязательное письменное его объясне­ние о причинах и обстоятельствах допущенного им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служеб­ная проверка. Проведение служебной проверки поручается под­разделению государственного органа по вопросам государствен­ной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного госу­дарственного органа.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме пись­менного заключения. Служащий, в отношении которого прово­дится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения служебной про­верки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам слу­жебной проверки; 2) предложение о применении к гражданско­му служащему дисциплинарного взыскания или о непримене­нии к нему дисциплинарного взыскания.

При этом при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного гражданским служа щим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не поздней одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважитель­ным причинам, а также времени проведения служебной провер­ки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено по­зднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного про­ступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сро­ки не включается время производства по уголовному делу (ст. 193 ТрК РФ, ст. 58 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Копия акта о применении к служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку. Служащий вправе обжа­ловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комис­сию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисципли­нарного взыскания служащий не подвергнут новому дисципли­нарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинар­ного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с госу­дарственного или муниципального служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дис­циплинарного взыскания по собственной инициативе, по пись­менному заявлению гражданского служащего или по ходатай­ству его непосредственного руководителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: