Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе

Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.

По роду своей профессиональной работы и сферам деятельнос­ти все служащие делятся на занятых в сфере экономической, социально-культурной и административно-политической дея­тельности.

По видам государственной деятельности все федеральные го­сударственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие пред­ставительных (законодательных) органов государственной влас­ти — Федерального Собрания (Совета Федерации и Государ­ственной Думы) РФ, служащие общегосударственной конт­рольно-надзорной власти (Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации), служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных территориаль­ных арбитражных судов), служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и дру­гих центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государствен-ной деятельности классифицируются и государственные служа­щие субъектов РФ.

По функционально-должностным признакам и полномочиям все служащие делятся на три большие группы: руководя­щий состав (руководители), основной состав (специалисты) и вспомогательно-обслуживающий персонал.

Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Бесспорным и общим для всех отраслей пра­ва элементом характеристики понятия должностного лица мож­но считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должност­ное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих.

В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощ­рения и ответственности за служебные проступки, должност­ным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого слу­жащего на должность и его увольнения. Начальников и руково­дителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дис­циплинарной ответственности, одно — тот начальник, который наделен не просто какими-то распорядительными полномочия­ми, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.

Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т. е. правом отдавать указания, обязательные к исполнению, лицам, не состоящим в его служебном подчинении) представитель го­сударственной или муниципальной власти (миллиционер, во­еннослужащий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).

Должностные лица многочисленных государственных конт­рольно-инспекционных органов (государственных инспекций), пользующиеся правом применения мер административного пре­дупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень кото­рых дан в КоАП РФ.

Проблема поступления на службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания, правовые условия и порядок поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу — это те конкрет­ные нормы, которые предусматривают саму возможность граж­данина поступить на государственную или муниципальную службу и получить статус государственного или муниципально­го служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации», ст. 22—27 Федерального закона «О государственной гражданской службе» (27 июля 2004г.), ст. 3 Федерального за­кона «Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции», предусматривающие право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры фе­деральных государственных должностей государственной служ­бы, реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муници­пальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражда­нами.

Правовые условия поступления на службу — это конкретные предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную и муниципальную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, ха­рактерологические и другие специфические для отдельных ви­дов службы) требования, а также установленные законодатель­ством определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям. Все они в сово­купности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.

Порядок поступления на службу — это сам процесс поступле­ния, процедура замещения должностей на государственной, муниципальной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответству­ющей должности.

В настоящее время применяется четыре организационно-правовых способа замещения должностей на государственной и муниципальной службе: зачисление, назначение, выборы и кон­курс.

Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей, вспомогательно-обслуживающего персона­ла, не относящихся к государственным и муниципальным долж­ностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и му­ниципальных органов (технические секретари, лаборанты, спе­циалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, ку­рьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.

Назначение как способ замещения должностей на государ­ственной и муниципальной службе охватывает государственные и муниципальные должности государственной и муниципаль­ной службы соответственно. Однако назначение применяется ограниченно в рамках государственной гражданской службы и предусмотрено в следующих случаях: при назначении на заме­щаемые на определенный срок полномочий должности граж­данской службы категорий «руководители» и «помощники (со­ветники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобож­дение от которых осуществляются Президентом РФ или Прави­тельством РФ; при заключении срочного служебного контрак­та; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с процедурами сокращения, реор­ганизации и ликвидации или по состоянию здоровья служаще­го; при назначении на должность гражданской службы граждан­ского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Назначение связано также с отдельными должностями граж­данской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемо­му указом Президента РФ. По решению представителя нанима­теля назначение может использоваться и в группе младших долж­ностей гражданской службы.

Конкурс на замещение вакантной государственной или муни­ципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответ­ственно к государственной и (или) муниципальной службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные слу­жащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действу­ющему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные государственные должности, замещаемые, как пра­вило, на неопределенный срок (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты) в системе федеральной и госу­дарственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Конкурс — это, по существу, замещение должности в поряд­ке соревнования. Претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы как способ замещения государственных и муници­пальных должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, глав администраций субъектов РФ (президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев и облас­тей), Председателя Государственной Думы и председателей кра­евых (областных) дум, а также должности председателей коми­тетов всех государственных органов представительной (законо­дательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосред­ственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органами).

Характерный признак выборности как способа замещения любых должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т. д.). Поэтому в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: