Размеры фирмы.
Для того чтобы определить размеры фирмы используют показатели:
- количество занятых в ней работников.
- стоимость используемого ими капитала.
- выпуск продукции в стоимостном выражении.
Ни один из способов не является оптимальным для определения размеров фирмы.
Пути расширения фирм:
- увеличение сферы деятельности, или доли рынка, за счет объединения нескольких фирм.
- производство новых товаров на основе своей специализации или расширения ассортимента товаров. Например, фирма, выпускающая маленькие электромоторы, используя свою специализацию, выходит на рынки таких товаров, как электрополотеры, сушилки и стиральные машины.
Причины расширения фирм:
- чтобы увеличить прибыль. Крупная фирма выпускает больше продукции, что позволяет сократить средние издержки и, соответственно, повысить прибыльность своего бизнеса;
- чтобы укрепиться на рынке. Чем крупнее фирма, тем больше ее доля (контроль) на рынке. Установить свой контроль над всем рынком является важным стимулом для расширения фирмы. Понятно, что фирма, контролирующая, скажем, 60—80% всего рынка, имеет гораздо больше власти, чем фирма, которой принадлежит только 10% рынка;
|
|
- чтобы обеспечить стабильность. Крупные фирмы, имеющие больше ресурсов, легче справляются с колебаниями спроса. Особенно устойчивое положение у многопрофильных фирм- фирм производящих несколько видов продукции (конгломератов). Совокупный спрос на разнообразные товары всегда стабильнее, чем спрос на какой-нибудь один из них.
Крупные фирмы представляют собой объединение нескольких фирм. Существует четыре варианта объединений, соответственно выделяют горизонтальные, вертикальные, диверсификационные и транснациональные фирмы.
1) Горизонтальные фирмы — это объединение фирм, которые производят или реализуют одинаковую продукцию. Примером такой интеграции может служить объединение двух и более фирм, выпускающих обувь, мебель, компьютеры и т.д. После горизонтального слияния выпускаемый продукт остается тем же. Основными причинами, побуждающими фирмы объединяться горизонтально, считаются:
максимизация прибыли;
увеличение контроля над рынком;
концентрация производства на более выгодном бизнесе.
Формами горизонтальной интеграции являются картели, синдикаты и пулы. Уже само название фирмы говорит о ее специализации на выпуске одного продукта или услуги (например, обувная, мебельная, компьютерная фирма).
2) Вертикальные фирмы — это объединение фирм, осуществляющих разные, но технологически связанные между собой стадии производственного процесса. Он сопровождается перемещением исходного ресурса по всей технологической цепочке с самого начала до конечной продукции в рамках одной фирмы. Например, производитель автомобилей, который имеет свое сталелитейное, шинное, лакокрасочное производство, применяет свое электрооборудование, двигатели и другие детали, и есть яркий представитель вертикальной фирмы. Он отличается от своего конкурента, который корпуса автомобилей, двигатели и другие комплектующие покупает у поставщиков, а сам занимается только сборкой всех компонентов в готовый автомобиль.
|
|
3) Диверсификационная фирма — это объединение фирм, не связанных между собой технологическим процессом, т.е. не производящих какую-то одну продукцию, например объединение фирм, производящих моторы и пищевые продукты. Такое объединение происходит в связи с тем, что перенакопление капитала в производстве моторов требует поиска его приложения в других отраслях, менее перегретых на данный момент и обладающих перспективным будущим. Вот и объединяются невзаимосвязанные отрасли. Такой тип фирм называется конгломератом.
Каждая из этих фирм работает не на полную мощность, а следовательно, имеет сравнительно высокие средние издержки. Объединение же таких фирм позволяет заставить их всех работать на полную мощность.
4) Транснациональная, или многонациональная, фирма владеет и осуществляет контроль над фирмами в нескольких странах. Эти мощные корпорации оказывают большое влияние на экономику тех стран, где они ведут свои операции. Такие фирмы могут использовать специализацию на международном уровне. Например, производитель автомобилей может наладить массовое производство двигателей в одной стране, коробок передач — в другой, а собирать свои автомобили в нескольких странах.
Многие крупные фирмы мира являются многонациональными (например, «Дженерал моторc», «Форд», «Кодак»). Они напоминают спрута: голова (холдинг) в своей стране, а щупальца (зависимые фирмы) разбросаны по другим странам. В развитых странах на многонациональные корпорации приходится 60% торговли промышленными товарами. Большинство подобных компаний находится в США, а также в Великобритании, Франции, Германии и Японии.