Крупные фирмы

Размеры фирмы.

Для того чтобы определить размеры фирмы используют показатели:

- количество занятых в ней работников.

- стоимость используемого ими капитала.

- выпуск продукции в стоимостном выра­жении.

Ни один из способов не является оптималь­ным для определения размеров фирмы.

Пути расширения фирм:

- увеличение сферы деятельности, или доли рынка, за счет объ­единения нескольких фирм.

- производство новых товаров на основе своей специализации или расширения ассортимента товаров. Например, фирма, выпуска­ющая маленькие электромоторы, используя свою специализацию, выхо­дит на рынки таких товаров, как электрополотеры, сушилки и стиральные машины.

Причины расширения фирм:

- чтобы увеличить прибыль. Крупная фирма выпускает больше продукции, что позволяет сократить средние издержки и, соответствен­но, повысить прибыльность своего бизнеса;

- чтобы укрепиться на рынке. Чем крупнее фирма, тем больше ее доля (контроль) на рынке. Установить свой контроль над всем рын­ком является важным стимулом для расширения фирмы. Понятно, что фирма, контролирующая, скажем, 60—80% всего рынка, имеет гораздо больше власти, чем фирма, которой принадлежит только 10% рынка;

- чтобы обеспечить стабильность. Крупные фирмы, имеющие больше ресурсов, легче справляются с колебаниями спроса. Особенно устойчивое положение у многопрофильных фирм- фирм производящих несколько видов продукции (конгломератов). Совокуп­ный спрос на разнообразные товары всегда стабильнее, чем спрос на какой-нибудь один из них.

Крупные фирмы представляют собой объединение нескольких фирм. Существует четыре варианта объединений, соответственно выде­ляют горизонтальные, вертикальные, диверсификационные и трансна­циональные фирмы.

1) Горизонтальные фирмы — это объединение фирм, которые про­изводят или реализуют одинаковую продукцию. Примером такой интеграции может служить объединение двух и более фирм, выпускающих обувь, мебель, компьютеры и т.д. После горизонтально­го слияния выпускаемый продукт остается тем же. Основными причи­нами, побуждающими фирмы объединяться горизонтально, считаются:

максимизация прибыли;

увеличение контроля над рынком;

концентрация производства на более выгодном бизнесе.

Формами горизонтальной интеграции являются картели, синди­каты и пулы. Уже само название фирмы говорит о ее специализации на выпуске одного продукта или услуги (например, обувная, мебель­ная, компьютерная фирма).

2) Вертикальные фирмы — это объединение фирм, осуществля­ющих разные, но технологически связанные между собой стадии произ­водственного процесса. Он сопровождается перемещением исходного ресурса по всей технологической цепочке с самого начала до конечной продукции в рамках одной фирмы. Например, производи­тель автомобилей, который имеет свое сталелитейное, шинное, лако­красочное производство, применяет свое электрооборудование, двига­тели и другие детали, и есть яркий представитель вертикальной фирмы. Он отличается от своего конкурента, который корпуса автомобилей, двигатели и другие комплектующие покупает у поставщиков, а сам занимается только сборкой всех компонентов в готовый автомобиль.

3) Диверсификационная фирма — это объединение фирм, не свя­занных между собой технологическим процессом, т.е. не производящих какую-то одну продукцию, например объединение фирм, производя­щих моторы и пищевые продукты. Такое объединение происходит в свя­зи с тем, что перенакопление капитала в производстве моторов требует поиска его приложения в других отраслях, менее перегретых на дан­ный момент и обладающих перспективным будущим. Вот и объединяются невзаимосвязанные отрасли. Такой тип фирм называется конгломератом.

Каждая из этих фирм работает не на полную мощность, а следо­вательно, имеет сравнительно высокие средние издержки. Объедине­ние же таких фирм позволяет заставить их всех работать на полную мощность.

4) Транснациональная, или многонациональная, фирма владеет и осуществляет контроль над фирмами в нескольких странах. Эти мощные корпорации оказывают большое влияние на эконо­мику тех стран, где они ведут свои операции. Такие фирмы могут использовать специализацию на международном уровне. Например, производитель автомобилей может наладить массовое производство двигателей в одной стране, коробок передач — в другой, а собирать свои автомобили в нескольких странах.

Многие крупные фирмы мира являются многонациональными (например, «Дженерал моторc», «Форд», «Кодак»). Они напоминают спрута: голова (холдинг) в своей стране, а щупальца (зависимые фирмы) разбросаны по другим странам. В развитых странах на многонациональные корпорации приходится 60% торговли промышленными товарами. Большинство подобных ком­паний находится в США, а также в Великобритании, Франции, Герма­нии и Японии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: