Роль и значение международных договоров

Государства не могут сколько-нибудь стабильно и эффек­тивно взаимодействовать друг с другом без общепризнанных и фиксированных норм и правил игры, призванных регулиро­вать -отношения между ними. Установить подобные правила позволяют различные двух- и многосторонние договоры, со­глашения, уставы, хартии, основанные на международно-право­вых нормах и общепринятых правилах поведения государств.

Наиболее тесное сотрудничество между государствами осуществляется в рамках разного рода союзов. Союзы пред-


ставляют собой формальные или неформальные договорен­ности между государствами по вопросам сотрудничества и взаимопомощи в военной, экономической или политичес­кой сферах. Договоры имеют те же цели, но носят более формальный и правовой характер. Они могут варьироваться от прямых соглашений по культурному обмену между двумя дружественными странами до сложных договоров об ограниче­нии стратегических ядерных вооружений между двумя и более великими державами. В современном мире большинство важ­ных договоров — это, как правило, торгово-экономические со­глашения и договоры о взаимном обеспечении безопасности. Типичным примером многостороннего международного согла­шения является Всемирная торговая организация (ВТО), пре­образованная из Генерального соглашения о тарифах и торгов­ле (ГАТТ), эта организация призвана регулировать торговые отношения между странами-участницами.

После Второй мировой войны важное место в междуна­родной политике заняла проблема защиты прав человека. В этой сфере был принят ряд международных актов в целях обеспечения международно-правовых гарантий прав и сво­бод личности независимо от национальной и расовой при­надлежности, вероисповедания, социального положения. Эти акты стали составной частью международного права. Примером таких актов служит Европейская конвенция о за­щите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства разрешать своим гражданам в случае нарушения их прав и свобод обращаться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека.

Каждое суверенное государство как субъект международ­ных отношений проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством факторов, включая уро­вень социально-экономического и общественно-политичес­кого развития, географическое положение, национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Совокупность данных факторов в переложении на внешнюю политику фокусиру­ется в концепции национального интереса.

20.4. Что такое национальный интерес?

Формирование национальных интересов представляет собой постепенный и длительный исторический процесс,



осуществляющийся в сложном переплетении экономичес­ких, социальных, военных, политических и иных условий, опосредованных национально-историческим опытом дан­ного народа или страны. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и изменяются сообразно с изменением исторических обсто­ятельств.

Национально-государственные интересы формируются в соответствии с геополитическим положением и ресурсными возможностями государства в точках пересечения множе­ства взаимосвязанных, взаимодополняющих, конфликтую­щих, разнонаправленных интересов, предпочтений, целей. На их формирование значительное влияние оказывают уро­вень экономического развития страны, ее вес и место в ми­ровом сообществе, географическое положение, националь­но-культурные традиции. Немаловажное значение имеют внутриполитические интересы и позиции различных соци­ально-политических сил, заинтересованных групп, организа­ций. Учитываются также и возможные реакции на внешнепо­литические действия со стороны тех государств, интересы которых они так или иначе затрагивают.

Реальные объективные национальные или государственные интересы, ориентированные на сохранение суверенитета, терри­ториальной целостности страны, являются главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государств и реа­лизации международных отношений, однако сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении так называемых ложных или превратно понятых национальных интересов. Здесь речь идет о таких интересах, которые сформу­лированы исходя из идеологических предпочтений, устремле­ний отдельных группировок правящего класса к установлению своей гегемонии в отдельном регионе или во всем мире, намере­ний революционной партии, пришедшей к власти в одной стра­не, экспортировать революцию за пределы государства.

Столкновение реальных интересов порождает реальные конфликты, однако на международной арене реальные кон­фликты могут быть порождены и так называемыми ложно понятыми и превратно сформулированными национальными интересами или соображениями национальной безопаснос­ти. Например, так обстояло дело при развязывании США вьетнамской войны в 1960-х гг. и принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в де-


кабре 1979 г. И в том и в другом случае лидеры обеих держав не сумели отделить долгосрочные стратегические националь­но-государственные интересы от сиюминутных, конъюнк­турных целей и воатекли свои народы в дорогостоящие, зара­нее обреченные на позорное поражение авантюры.

Внешнюю политику любого государства можно считать ре­алистичной в той мере, в какой она построена с учетом интере­сов других сторон, участвующих в системе международных от­ношений. Этот момент приобретает особую значимость в современном мире, где определение национальных интересов любого государства предполагает обязательный учет интересов других стран, интересов всего мирового сообщества.

Существуют различные по своей значимости национальные интересы, они подразделяются на жизненно важные и второ­степенные, постоянные и переменные, долгосрочные и конъ­юнктурные. Главные и постоянные национальные интересы определяются важнейшими геополитическими параметрами: местом и ролью данного государства в системе межгосудар­ственных отношений, его престижем и военной мощью, способностью отстаивать свой суверенитет и гарантировать бе­зопасность своих союзников. К жизненно важным нацио­нальным интересам прежде всего относится обеспечение суве­ренитета и территориальной целостности государства, его безопасности, стабильности и процветания.

Основные интересы обеспечиваются государством всеми имеющимися в его распоряжении средствами: политически­ми, идеологическими, экономическими, дипломатически­ми, военными. Здесь последним аргументом является угроза применения или реальное применение силы вплоть до объявления войны. Второстепенные и переменные интере­сы носят производный характер и, изменяясь под влиянием многих факторов, могут служить предметом торга при реа­лизации главных и постоянных интересов государства.

20.5. Что такое национальная безопасность?

Основные направления и принципы защиты суверените­та и независимости государства определяются концепцией национальной безопасности. Эта концепция представляет собой производное от концепции национальных интересов, а в более широком смысле — от общего видения лидерами государства, ведущими политическими силами места и роли своей страны в мировом сообществе.





Концепция национальной безопасности строится с учетом всех геополитических факторов, так или иначе оказывающих влияние на пути, формы и средства реализации национальных целей. Она разрабатывается с учетом как внешнеполитическо­го фактора, так и внутренних угроз, связанных с состоянием самого общества, экономики страны, уровня развития соци­альной и информационной инфраструктуры.

Понятие национальной безопасности включает в себя способность обеспечить физическое существование, терри­ториальную неприкосновенность и целостность государства перед лицом внешних и внутренних угроз, создание гаран­тий невмешательства во внутренние дела, своевременное предотвращение потенциальных и непредвиденных угроз, опасности разрушения самого образа жизни страны и наро­да. Концепция национальной безопасности имеет прежде всего внешнюю направленность, и в этом смысле главными ее несущими конструкциями остаются внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и ее военно-силовое обеспечение. Что касается внутриполитического аспекта, т.е. борьбы с подрывными эле­ментами, разведки, то он обычно занимает подчиненное по отношению к внешним задачам положение.

Как уже говорилось, среди главных целей государства в системе мирового сообщества, соответствующих его нацио­нальными интересам, можно назвать обеспечение безопас­ности страны, стабильности политической системы, благо­получия общества. Главная составляющая национального интереса — это императив самосохранения государства. В крайнем своем выражении эта цель выступает как обеспече­ние выживания государства, отстаивания всего того, что придает смысл, значимость самому его существованию. В таком контексте национальная безопасность тесно связана с защитой общественно-политической системы страны. В этом случае речь идет о способности государства защищать и отстаивать свои внутренние интересы, принимая меры по сохранению единства сообщества, целостности националь­ного государства как носителя общих ценностей, характери­зующих образ жизни данного народа.

Государство располагает разными средствами защиты своих интересов. Одним из самых радикальных является применение или угроза применения насилия. Нация не мо­жет жертвовать своими законными интересами и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаи-


вать их с помощью войны. Главная ответственность за реа­лизацию этой функции возлагается на вооруженные силы. В начале XIX в. известный германский военный теоретик К. Клаузевиц сформулировал свой знаменитый афоризм: «Война есть продолжение политики иными средствами», од­нако задолго до Клаузевица государственные деятели дей­ствовали в духе этой максимы.

Это вполне естественно, если учесть, что отношения между государствами характеризуются взаимными противо­речиями, конкуренцией и конфликтами. В своих крайних проявлениях конкуренция может перерасти в войну между соперничающими сторонами. Агрессия, война одного госу­дарства против другого столетиями воспринимались поли­тиками как законное и приемлемое средство разрешения возникающих конфликтов.

В условиях ядерного века главными целями мирового сооб­щества являются сохранение и обеспечение международной безопасности, создание условий, исключающих нарушение всеобщего мира и возникновение глобального конфликта. Ос­новные принципы поддержания мира и международной безо­пасности сформулированы в Уставе и других документах ООН. Эти принципы предусматривают, в частности, приня­тие коллективных мер для предотвращения и устранения уг­розы миру, подавления актов агрессии, неприменения наси­лия при разрешении международных споров.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: