СМИ и опросы общественного мнения

Важнейшим инструментом политического маркетинга стали опросы общественного мнения. В условиях парламен­тской демократии правительство не может прийти к власти, не заручившись поддержкой большинства избирателей. По­этому состояние умов общества, социально-психологичес­кий климат, общественное мнение всегда учитываются по­литиками. Общественное мнение в условиях демократии стало реальной политической силой.

Свидетельством повышения роли опросов общественно­го мнения в политическом процессе является всевозраста­ющий интерес к ним со стороны правительственных и частных организаций, кандидатов, баллотирующихся на различные по­сты, разного рода фондов, выделяющих средства на раз­работку теоретических проблем политической социологии, появление огромного количества работ по данным пробле­мам. О том же свидетельствует и неуклонный рост расходов политических партий на проведение опросов, особенно ff периоды избирательных кампаний.


Пальма первенства в этом отношении, несомненно, принадлежит США. В настоящее время там действует более 200 специализированных фирм, которые усовершенствова­ли методику «замеров» общественного мнения до высочай­шего уровня. Наиболее известен точностью результатов Ин­ститут Гэллапа, опросы которого охватывают, как правило, 1500 человек, представляющих в определенной пропорции фермеров и горожан, белых и афроамериканцев, бедных и состоятельных избирателей, южан и жителей Новой Анг­лии, т.е. сквозной срез электората. На первый взгляд коли­чество опрошенных незначительно, но, как показывает опыт, результаты опросов получаются такими же, как если бы были опрошены 3 тыс., 10 тыс. или даже 20 тыс. человек. Последний перед президентскими выборами опрос обще­ственного мнения, проводимый Институтом Гэллапа, опре­деляет победителя со средней ошибкой всего 1,5%.

Конечно, за исключением последнего, ни один из опросов, проводимых в ходе предвыборной борьбы, не в состоянии с аб­солютной надежностью предсказать ее конечный результат. Но каждый из них, во-первых, довольно точно фиксирует положе­ние дел (соотношение сил между конкурирующими кандидата­ми, отношение общественности к правительству, мнения различных групп электората по узловым национальным про­блемам) на момент его проведения, во-вторых, он в сопостав­лении с ранее проведенными опросами показывает развитие общих тенденций избирательной кампании, с учетом которых корректируются стратегия и тактика соперников.

В последние годы опросам общественного мнения боль­шое внимание уделяется и в других странах. Хотя надо отме­тить, что не везде они приобрели столь широкий размах, на­столько разработаны и точны, как в США. Тем не менее опросы общественного мнения все настойчивее утвержда­ются в странах Западной Европы в качестве важнейшего ин­струмента выявления общественных умонастроений. На­пример, во Франции насчитывается около 150 организаций с численностью сотрудников около 10 тыс. человек, занятых изучением общественного мнения.

СМИ и прежде всего телевидение способствовали росту значения так называемой символической политики, полити­ки театра, основанной на образах или имиджах политических деятелей, специально сконструированных на потребу господ­ствующим умонастроениям и вкусам. Под воздействием объективных изменений в политическом процессе, а также





специфики современных СМИ избирательные кампании выливаются в своего рода спектакли или даже спортивные репортажи со своими победителями и проигравшими, с на­пряженными перипетиями борьбы. От кандидата, если он хочет добиться успеха, сегодня требуется актерское дарова­ние, умение вести себя перед телекамерами, уверенно играть свою роль в «спектакле».

К настоящему времени утвердилась целая галерея типич­ных образов, стилей, жестов, мимических движений. К «клас­сике жанра» относятся знаменитая молодежная прическа и спортивная внешность Дж. Кеннеди, простецкие манеры и жесты Дж. Картера, не менее знаменитая, почти детская улыбка Р. Рейгана, которая, несмотря на возраст президента, превратилась в его отличительный знак.

По-своему верно, что во времена театрализации полити­ки изменение прически того или иного кандидата преподно­сится СМИ чуть ли не как сенсация. В избирательных кам­паниях все действия кандидатов тщательно режиссируются. Менеджеры избирательной кампании, специалисты по СМИ и опросам общественного мнения внимательно контролиру­ют, что говорит и делает их кандидат, куда и как он идет, что могут выявить в его поведении телекамеры.

Однако театрализация политики далеко не безобидна: средства массовой информации, концентрируя внимание на наиболее драматических событиях и действиях, на сенсаци­онных заявлениях второстепенных, но с блеском исполня­ющих свою роль персонажей политической жизни, значи­тельно обедняют и упрощают действительное положение вещей в стране и в мире. В такой ситуации победу на выборах может одержать не тот политик, кто действительно осознает реальные проблемы, стоящие перед страной, и предлагает оптимальные пути их решения, а кандидат, способный обес­печить себе наибольшую популярность в глазах общественно­го мнения и, умело используя СМИ, лучше «продать» себя и свою предвыборную программу как можно большему числу избирателей.

Таким образом, СМИ стали неотъемлемой частью подсис­темы политического, они играют существенную роль в реали­зации политического процесса, политической социализации, просвещения, информирования населения, и политология должна обратить на них самое пристальное внимание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: