Человек и мир

Буддизм как мировоззренческая система

В VI – IV вв. до н.э. в индийской культуре возникает ряд неортодоксальных религиозно-философский учений, среди них, уже с VI в. развивается и буддизм. Легендарным основателем буддизма является Сиддхартха Шакьямуни Гаутама, вошедший в историю с титулом «Будда» («Просветленный»). Буддизм находится в непростых отношениях с ведической традиции, выросший из нее, он пересматривает ряд ключевых положений ведического мировоззрения, иначе расставляет акценты.

Буддийское представление о мире и месте человека в нем опирается на уже знакомые нам категории – сансара, карма, нирвана. Представление о мире в буддизме носит отчетливые следы рефлексии, философского осмысления ведического знания. Здесь также первична идея о целостности мира. Процесс жизни Вселенной – повторяющиеся циклы, в течение которых мир от своего идеального состояния (абсолютное единство) переходит в раздробленное бытие, когда частные его проявления – растения, животные, люди и т.д. нарушают это абсолютное единство. При этом с самого своего начала развитие мира устремлено к изначальной точке – единству. К этому в конечном итоге ведут перерождения сансары и действие закономерностей кармы. Эта космогоническая модель отражена в архитектуре и декоре северных ворот Большой ступы в Санчи – одном из древнейших (I в. до н.э.) и ярчайших памятников буддийского искусства. Здесь три горизонтальных уровня (вспомним о трилоке) представлены в виде развернутых свитков, «уставленных» самыми различными существами (см. рис.), (см. рис.).

Особенность индийского мировоззрения – его интерес к предельно умозрительной проблематике. Например, здесь появляются понятия для обозначения единицы измерения длительности космического цикла. Такой единицей, в частности является кальпа, характеризующаяся так: вот железная стена, насчитывающая 16 миль в высоту и каждые 600 лет ее протирает ангел тончайшей тканью, когда стена сотрется, пройдет первый день одной из кальп. Таким образом цикл столько длящийся теряет для эмпирического человеческого восприятия свои границы и кажется бесконечностью.

Как уже было сказано, движущей силой цикла являются процесс сансары и закон кармы. Именно они приводят, в конце концов, каждое частное явление мира в человеческое воплощение (дхарму), из которого единственного возможен выход из сансары через достижение нирваны (просветления). Это делает человеческое воплощение величайшей ценностью для мира, так как только оно ведет к воссоединению частного с целым, к возрастанию целостности мира. Но редкие из людей достигают нирваны, конца пути и тогда колесо сансары крутится дальше. Учение Будды – это путеводитель для всякого, достигшего человеческого воплощения. Оно нацелено на реализацию не только человеческих целей, но цели мира, имея в виду нераздельность истинного блага человека и блага мира.

Абсолютная нераздельность первого и второго тем очевиднее для буддиста, что личности в нашем понимании для него и не существует вовсе. Буддисты полагают, что личность есть только имя (обозначение) для обозначения соединенных в определенном порядке групп психофизических элементов. В знаменитом буддийском философском памятнике «Вопросы Милинды» (Милинда паньха) буддийский монах Нагасена беседует об этом с греко-индийским царем Милиндой (Менандром – первая половина II в. до н. э.). «Нагасена указывает царю на колесницу и начинает спрашивать царя, что она такое – есть ли колеса колесница? Или может быть, кузов – колесница? Или не являются ли колесницей оглобли или какие-либо еще детали? На все эти вопросы царь дает отрицательный ответ. Тогда Нагасена спрашивает царя, не есть ли колесница все это вместе. Милинда снова дает отрицательный ответ, а это дает Нагасене возможность сказать, что в таком случае получается – никакой колесницы нет вовсе. Тогда царь возражает, и говорит, что колесница суть только имя, призванное обозначить совокупность всех перечисленных частей и деталей. Этот ответ дает возможность Нагасене сказать, что точно также и личность суть только имя, обозначающее определенным образом упорядоченное единство пяти групп элементов опыта»[3].

На месте явления личности в буддийском мировоззрении оказывается явление, выраженное понятием «сантана» – это поток сменяющихся в определенной закономерности воплощений (дхарм) (читай об этом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: