Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства

Диверсификация ( слово латинское – изменения, разнообразие) представляет собой расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями и объединениями. С экономической точки зрения, диверсификация – это развитие производства или прирост его объемов за счет выпуска дополнительной новой продукции на новые рынки и поиск более сильной позиции на них. Цель диверсификации – добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресурсов. Процесс диверсификации связан с переходом на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения, кроме того,сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, требующей новых финансовых инвестиций.

Различают три типа процесса диверсификации:

1. Вертикальная диверсификация, характеризующаяся поглощением поставщиков и потребителей (включая систему торговли). Этот тип диверсификации позволяет контролировать всю цепочку производства – от сырья до готового продукта, и чаще всего находит применение в отраслях, связанных с переработкой какого – либо основополагающего ресурса (например нефти).

2. Горизонтальная диверсификация, характеризующаяся осуществле-

нием своего развития за счет поглощения системы «продукт / рынок» внутри своей отрасли или смежных отраслей. Например,в условиях конверсии производства предприятия ВПК достаточно легко могут войти на соответствующий рынок гражданской продукции.

3. Побочная или конгломеративная деверсификация, характеризующаяся проникновением предприятия в другие отрасли безотносительно его технологической и сбытовой связности. Она предполагает приобретение принципиально новых для данного предприятия производств,обеспечивающих быстрый рост и получение большой прибыли. Вместе с тем побочная диверсификация может привести к большим финансовым потерям в случае неудачи.

Среди основных причин диверсификации можно назвать следующее:

- выживаемость – меры по противодействию неблагоприятному рыночному, производственному или материальному воздействию;

- стабильность - задействование производственного баланса в цикличном производстве;

- производственнаяутилизация ресурсов;

- адаптация к изменению потребностей покупателя;

- рост;

Организация процедуры стратегического планирования на диверсификационных предприятиях, в отличии от специализированных, предусматривает выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

СХЗ представляет собой отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход. После выделения СХЗ происходит формирование стратегического хозяйственного центра, отвечающего за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких зонах хозяйствования.

Для выделения СХЗ используют следующие параметры:

1. Перспективы роста в данной СХЗ. Они выражаются потенциальными темпами роста объекта производства продукции с одновременной их увязкой с жизненным циклом спроса на продукцию.

2. Перспективы рентабельности производства продукции в данной СЗХ, зависящие от возможностей реализации в ней ожидаемой прибыли.

3. Ожидаемый уровень нестабильности внешней среды, при котором перспективы роста объемов продаж и рентабельности производства теряют определенность и могут измениться.

4. Главные факторы успешной конкуренции в будущем, отражающие остроту конкуренции, техническую и экономическую политику конкурентов, возможность достижения требуемого уровня конкурентоспособности продукции.


РАЗДЕЛ 2.

РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: