Целеполагание, как этап стратегического планирования

АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Анализ ресурсного потенциала предприятия включает следующее:

1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов.

2. Анализ имущественного комплекса предприятия.

3. Финансовый анализ.

Последовательность анализа производственно –хозяйственной деятельности:

А) анализ основных технико – экономических показателей;

Б) анализ производственной программы и ее рентабельность;

В) анализ расходов;

Г) анализ финансовых результатов.

Анализ имущественного комплекса предприятия включает в себя:

А) анализ основных фондов (оборудование, помещения)

Б) анализ материальных ресурсов (сырье,материалы, запчасти и т.д.)

В) анализ трудовых ресурсов

Г) анализ финансовых ресурсов

Финансовый анализ включает в себя изучение источников финансовых средств предприятия, а так же анализ размещения этих средств. Здесь решаются два основных вопроса:

1. Где взять финансы?

2. Куда направить финансы?

Целеполагание – это следующий после стратегического анализа этап формирования стратегического плана предприятии.

Процесс целепологания условно разбивается на два крупных этапа:

1. Определение миссии предприятия.

2. Процесс определения целей развития первичного хозяйственного звена.

Миссия предприятия представляет собой основную ее цель. Ясно изложенная миссия предприятия содействует улучшению качества стратегических решений. Миссия предприятия имеет в своем составе ряд элементов.

Первый элемент миссии – базовые направления – выключает в себя:

1. Направление «показатели / рынок» (коньюктура рынка –что «надо»?)

2. Направление «продукт/услуга» (устремленность предприятия – что «хочу»?)

3. Направление технологических целей (возможности предприятия – что «могу»?)

Второй элемент миссии – рост и прибыльность – обеспечивают укрепление позиций на рынке и устойчивое развитие предприятия в будущем.

Третий элемент миссии – уровень и структура предпринимательства,- определяются владельцами предприятия и его высшим руководством.

Под уровнем предпринимательства понимается состояние экономической и производственной деятельности предприятия на рассматриваемый промежуток времени.

В любой момент времени предприятие может находиться в одном из трех состояний:

1. Стадия роста.

2. Состояние стабилизации.

3. Необходимость выживания (защита своих интересов перед внешней окружающей средой).

Структура предпринимательства на предприятии может принимать одну из следующих форм:

1. Простой бизнес – однопродуктовый (одноотраслевой).

2. Доминантный бизнес – диверсифицированное производство с упором на какой – то один продукт (отрасль).

3. Относительный бизнес – диверсифицированное производство, где старый доминантный продукт (отрасль) вытесняется новым.

4. Безотносительный бизнес – равноправное отношение всех продуктов (отраслей) в диверсифицированном производстве.

Четвертый элемент миссии – социальная ответственность.

Различают следующие сферы социальной ответственности:

1. Повышение уровня жизни населения.

2. Социальная защищенность работников предприятия.

3. Самоконтроль своих действий на рынке.

Данное направление включает в себя контроль качества выпускаемой продукции, продуманную (с точки зрения социальной ориентации) политику ценообразования, цивилизованную борьбу с конкурентами за рынки сбыта.

Каждая структурная единица предприятия, например цех, участок, отдел,

отдельные работники обладает своей конкретной целью. В связи с этим успешность стратегического плана предприятия в целом достается балансом между целями предприятия в целом и его структурных подразделений. В ряде случаев цели предприятия, его подразделений и отдельных работников являются противоречивыми.

Важной задачей целеполагания является недопущение антагонизма между целями работников, подразделений и организации в целом, что должно приводить к нахождению компромиссных решений.

В завершении сформулируем основные требования к целеполаганию:

1. Ориентированность на тенденции внешней деловой окружающей среды.

2. Скоординированность целей между собой (их непротиворечивость).

3. Обеспечение возможности разработки конкретных планов действии, а также контроля над их реализацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: