АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.
Анализ ресурсного потенциала предприятия включает следующее:
1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов.
2. Анализ имущественного комплекса предприятия.
3. Финансовый анализ.
Последовательность анализа производственно –хозяйственной деятельности:
А) анализ основных технико – экономических показателей;
Б) анализ производственной программы и ее рентабельность;
В) анализ расходов;
Г) анализ финансовых результатов.
Анализ имущественного комплекса предприятия включает в себя:
А) анализ основных фондов (оборудование, помещения)
Б) анализ материальных ресурсов (сырье,материалы, запчасти и т.д.)
В) анализ трудовых ресурсов
Г) анализ финансовых ресурсов
Финансовый анализ включает в себя изучение источников финансовых средств предприятия, а так же анализ размещения этих средств. Здесь решаются два основных вопроса:
1. Где взять финансы?
2. Куда направить финансы?
Целеполагание – это следующий после стратегического анализа этап формирования стратегического плана предприятии.
Процесс целепологания условно разбивается на два крупных этапа:
1. Определение миссии предприятия.
2. Процесс определения целей развития первичного хозяйственного звена.
Миссия предприятия представляет собой основную ее цель. Ясно изложенная миссия предприятия содействует улучшению качества стратегических решений. Миссия предприятия имеет в своем составе ряд элементов.
Первый элемент миссии – базовые направления – выключает в себя:
1. Направление «показатели / рынок» (коньюктура рынка –что «надо»?)
2. Направление «продукт/услуга» (устремленность предприятия – что «хочу»?)
3. Направление технологических целей (возможности предприятия – что «могу»?)
Второй элемент миссии – рост и прибыльность – обеспечивают укрепление позиций на рынке и устойчивое развитие предприятия в будущем.
Третий элемент миссии – уровень и структура предпринимательства,- определяются владельцами предприятия и его высшим руководством.
Под уровнем предпринимательства понимается состояние экономической и производственной деятельности предприятия на рассматриваемый промежуток времени.
В любой момент времени предприятие может находиться в одном из трех состояний:
1. Стадия роста.
2. Состояние стабилизации.
3. Необходимость выживания (защита своих интересов перед внешней окружающей средой).
Структура предпринимательства на предприятии может принимать одну из следующих форм:
1. Простой бизнес – однопродуктовый (одноотраслевой).
2. Доминантный бизнес – диверсифицированное производство с упором на какой – то один продукт (отрасль).
3. Относительный бизнес – диверсифицированное производство, где старый доминантный продукт (отрасль) вытесняется новым.
4. Безотносительный бизнес – равноправное отношение всех продуктов (отраслей) в диверсифицированном производстве.
Четвертый элемент миссии – социальная ответственность.
Различают следующие сферы социальной ответственности:
1. Повышение уровня жизни населения.
2. Социальная защищенность работников предприятия.
3. Самоконтроль своих действий на рынке.
Данное направление включает в себя контроль качества выпускаемой продукции, продуманную (с точки зрения социальной ориентации) политику ценообразования, цивилизованную борьбу с конкурентами за рынки сбыта.
Каждая структурная единица предприятия, например цех, участок, отдел,
отдельные работники обладает своей конкретной целью. В связи с этим успешность стратегического плана предприятия в целом достается балансом между целями предприятия в целом и его структурных подразделений. В ряде случаев цели предприятия, его подразделений и отдельных работников являются противоречивыми.
Важной задачей целеполагания является недопущение антагонизма между целями работников, подразделений и организации в целом, что должно приводить к нахождению компромиссных решений.
В завершении сформулируем основные требования к целеполаганию:
1. Ориентированность на тенденции внешней деловой окружающей среды.
2. Скоординированность целей между собой (их непротиворечивость).
3. Обеспечение возможности разработки конкретных планов действии, а также контроля над их реализацией.