Рис. 97. Кривая потенциометрического титрования соляной кислоты гидроксидом натрия: А – точка эквивалентности
В случае титрования сильной кислоты щелочью точка эквивалентности будет лежать на середине скачка титрования (рН = 7).
В ряде случаев чувствительность потенциометрического метода превышает чувствительность обычного объемного метода, а также метода кондуктометрического титрования.
Существуют две точки зрения по вопросу происхождения этикета.
1) Этикет имел место уже в первобытном обществе. Но такое мнение недооценивает несовпадение, которое обнаруживается при сравнении стандартов этикета с первобытными ритуалами. При помощи этикета человек выражает свое отношение к значимости другого человека, а ритуал – это магический акт, обеспечивающий успех и благополучие родового коллектива. В первобытном обществе эти функции не различались, обе они были призваны поддерживать нужный порядок жизни.
2) Этикет в своем развитом виде возникает в классово-сословном обществе. Нам более импонирует данная точка зрения. Формирование этикета свидетельствует о возникновении сознания, что каждый свободный человек имеет самостоятельную значимость, отличную от простой полезности невольника, раба, слуги, чужеродного, крепостного и т.п. Этикет утверждал ту значимость человека, которую обусловливают его происхождение, общественное положение, заслуги, привилегии, титулы и т.п. И чем важнее было сохранять различия между отдельными слоями общества, тем сильнее развивались этикетные формы, вплоть до сложных церемониалов.
|
|
Что касается направлений развития этикета, то здесь явно обнаруживаются две тенденции.
Первая тенденция связана с политической (разделяющей) функцией этикета.
Этикет выступает как условный код поведения внутри отдельной социальной группы. Тем самым он позволяет определять (идентифицировать), к какой социальной группе принадлежит или хочет принадлежать человек. Этикет постепенно становится своеобразной игрой, приобретая чисто внешнюю форму. Он обнаруживается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных социальных групп, сословий, должностными лицами в соответствии с их рангом (отсюда придворный, светский, дипломатический, военный и другие виды этикета).
Вторая тенденция связана с нравственной (объединяющей) функцией этикета.
Данные нормы называют правилами хорошего тона. Эта часть этикета возникла на основе общечеловеческих потребностей людей. Она включает в себя нормы, которые обуздывают природные страсти и инстинкты людей, отвечают потребностям в чистоте, опрятности, гигиеничности, требуют эстетичности общения и целесообразности действий людей.
В исторической динамике обнаруживается движение ко все большему наполнению этикета нравственным содержанием, что иногда приводит к отождествлению этики и этикета.
Следует также обратить внимание и на конкретно-исторические особенности этикета, определяемые этно-национальным колоритом.