Задание 6.
Задание 5.
Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию
Задание 4.
Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию..
Задание 3
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию, содержащуюся в тексте.
1)Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.
2)Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.
3)Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.
4)По мнению современных ученых, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.
Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...»
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё - пусть и непонятное тебе - родное слово..
(Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого)
Замените ряд однородных членов обобщающим словом.
О важности языка в жизни человека знают дети и взрослые, крестьяне и рабочие, интеллигенция и чиновники.
Применяя способы сжатия, сформулируйте самостоятельно главную информацию.
Язык играет важную роль в жизни человека. Мы знаем, что язык – средство связи между людьми.
Язык – средство сообщения информации
Название средства | Пример | |
Слова-заместители | ||
местоимения | девушка - она | |
наречия | в лесу - там | |
синонимы | быстро, стремительно | |
различные оценочные обозначения | храбрец - богатырь | |
родовидовые слова | деревья - березы | |
имя собственное - имя нарицательное | офицер - Соболевский | |
Лексические повторы | Золотая полка - это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом - завести золотую полку. (Ю. Олеша) | |
Соответствие видовременных глагольных форм | Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир - он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева) | |
Предлоги | Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер) | |
Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка) | Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. | |
Параллелизм | ...что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева). | |
Противопоставление | Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед. Он попятился назад. (Чехов А.П.) | |
Вопросительные предложения. | Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. | |
Союзы | 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы - все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему - то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин) | |
Порядок слов в предложении (прямой, обратный) | Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И.С. Тургенев) | |
Последовательность в изложении мыслей | встал, умылся, позавтракал | |
Слова-организаторы логических связей | вот, почему, из этого следует и др. | |
Вводные слова, организу-ющие порядок высказывания | итак, наконец, в заключение разговора. |
Лист самооценки уч – ся 7 класса ------------------------------
№ | Вид работы | Оценка |
Теория вопроса | ||
Тренировочные задания по компрессии | ||
Работа с текстом | ||
Итоговая оценка |
Самая большая ценность народа — это язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Именно в языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (это,безусловно,верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно разнообразен и противоречив. И это всё должно было отразиться в языке.
Язык народа - показатель его культуры, а язык человека – показатель его личных качеств. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как и что он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью, устной и письменной, надо следить.
Отрывок из статьи «О языке устном и письменном, старом и новом», напечатанной в книге «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000г.