Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
— Игра «Доскажи слово». В конце слова слог ВА,
в начале слова слог BE.
Коро...(ва) (ве)...шер
Со...(ва) (ве)...нок
Дро...(ва) (ве)... точка
Крапи...(ва) (ве)...тер
—Логопед: «К нам в гости пришли два мальчика:
Витя и Ваня, а так как скоро Новый год, то
надо обязательно подарить им подарки: Вове —
картинки со звуком В, а Вите — картинки со зву-
ком Вь». Дети комментируют свои действия: «Я
подарю картинку «ведро» Вите, потому что
в слове ведро есть звук Вь» и т.д.
—Дополните предложения.
На ветке сидит черная... (ворона)
На елке горит... (звезда)
—Деление предложений из предыдущего упраж-
нения на слова. Запись графической схемы.
—Если сможешь — повтори, если хочешь —
выучи.
Говорит великан великану:
— Головой я до неба достану!
Великану в ответ великан:
Выпивать я могу океан! (И. Лопухина)
IV.Физкультминутка. Выполнение действий
по тексту. Проводится вокруг елки.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа друг и слева друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Покружились, потолкались.
Повернулись...
Разбежались!!!
|
|
V.Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Чем мы и красим елочки?»
Закрепление употребления существительных в творительном падеже. Дети украшают елочку и комментируют свои действия: «Я украшаю елочку
шарами. Я украшаю елочку дождиком. Я украшаю елочку снежинками. Я украшаю елочку звездочка- ми. Я украшаю елочку гирляндами» и т.д.
VI.Итог занятия и оценка деятельности детей.
Дайте характеристику звукам В, Вь. Чем мы сегодня украшали елочку?
VII.Домашнее задание.
К занятию 29 (альбом 2, с. 11—12).
VIII.Материал для закрепления вне занятий
(тетрадь 2, с. 10; декабрь, 4 неделя).
—Игра «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречаются и не встречаются заданные звуки В, Вь. Задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук,
и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
—Подобрать слова с заданными звуками В, Вь.
—Поделить на слоги слова: вертолет, паровоз, водолаз, ковер и выложить (начертить) схему с ударением.
—Составить предложения со словами предыдущего задания, поделить на слова и выложить (начертить) схему.
—Работа в тетрадях с буквами и словами.
2. Лексико-грамматические игры.
— Игра «Дополни предложение».
Чай пьют (из чего?) из чашки.
Суп едят (из чего?)....
Хлеб можно взять (из чего?) из хлебницы
Сахар возьмем (из чего?) из сахарницы. И т.д.
В сахарнице хранят (что?)...
В хлебнице (что?) —...
В солонке (что?) —...
|
|
В супницу наливают (что?)...
В конфетчицу кладут (что?) — и т.д.
—Составление описательных рассказов о предметах посуды.
—Выразительное чтение наизусть стихов о Новом годе.
Занятие 30. Звуки Д, Дь. Буква Д
Цели:
коррекционно-образовательные:
— учить давать сравнительную характеристику звуков Д, Дь;
— формировать навыки словоизменения;
коррекционно-развивающие:
—учить детей дифференцировать звуки Д, Дь в слогах, словах, предложениях и тексте;
—развивать фонематический слух и восприятие;
—развивать внимание и память;
—развивать дыхание и голос;
— учить детей координировать речь и движения;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать гуманное отношение к природе.
Оборудование: картинки, в названии которых есть звуки Д, Дь и с изображением диких животных жарких стран, дидактическое пособие для
игры «Ромашки», разрезные азбуки, наборы для составления схем.
Ход занятия
/. Организационный момент.
Сядет тот, кто скажет, чем мы украшали елочку
на прошлом занятии? (см. занятие 29)
//. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
Топ-топ, топ-топ-топ,
Под кроватью серый слон.
Он залез под кровать,
И мешает детям спать.
2. Развитие общей моторики. «Жираф».
Рвать цветы легко и просто | Взмахи руками перед собой. |
Детям маленького роста | Приседают. |
Но тому, кто так высок, | Тянутся за руками вверх. |
Нелегко сорвать цветок! (С. Маршак) | Наклоняются. Достают руками до носочков. |
3. Развитие мелкой моторики. «Где обедал воробей». | |
Где обедал воробей? | Дети машут перекрещен- ными ладошками. |
— В зоопарке у зверей. | Ладошки изображают рас- крывающуюся пасть. |
Пообедал я сперва За решеткою у льва Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. | На каждое название живот- ного загибают по одному пальчику поочередно на левой, затем на правой руке. |
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя, | На каждое название животного загибают по одному пальчику поочеред- но на левой, затем на пра- вой руке. |
А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил! (С. Маршак) | Опять изображают рас- крывающуюся пасть животного. |