double arrow

Понятие и показатели социокультурного процесса

Любая принятая в данной культуре парадигма взаимодействия людей, если придать ей динамичность, выступает как социокультурный процесс. Аналитической единицей такого процесса является социальное действие. Классический вклад в теорию социального действия внес Т.Парсонс. В книгах "Структура социального действия" (1937 г.), "Социальная система" (1951 г.) он в общественном целом видит три главных компонента: личность, культуру и социальную систему. Пока сохраняются отношения взаимодействия (а не противоборства) - система жизнеспособна. В ней, наряду с другими, выделяется главное - интегративные структуры, объединяющие собой и ценностные представления людей, и регулятивные образцы, руководящие поведением и ограничивающие личную сферу интереса /Современная американская социология. М., 1994. С.71-72/. Общественное равновесие достигается, по Парсонсу, интеграцией мотивов действий, гармонизацией ролей через нормативные культурные стандарты, общие для всех из них и являющиеся основной силой, мобилизующей единство социальной системы и функцию социальной культуры. В этом подходе заложено новое для своего времени понимание социального: оно есть единство субъективных мотивов и социальных ролей.

В настоящее время "интегративные структуры" Т.Парсонса понимается как социокультурная структура и социокультурный процесс. Любое социальное действие содержит в себе культурные атрибуты. Любой поведенческий и деятельностный акт человека оснащен регулятивами и смыслами. Знание, ценности и нормы, ролевой алгоритм, законы, символы и знаковые обозначения, речь как главная семиотическая система, социальные образцы - все это входит в арсенал действий современного человека. Эти элементы культуры преобразуют биопсихофизическое основание действия в социокультурное явление с ясной конфигурацией, обозначенными целями и принятыми в данной культуре мотивами и ориентацией. Именно с таким культурным оснащением одиночное или групповое действие может включаться в поток социокультурных процессов. Девиантное поведение, проявляющееся со стороны ряда его участников, лишь подтверждает общее правило, норму, диктуемую культурой.

Следовательно, когда мы ведем речь о социокультурном исследовании (культурантропологическом исследовании), надо иметь в виду, что основной его задачей является определение степени оснащенности элементами культуры конкретного социального (а также политического, экономического, межличностного, семейного) процесса. Устанавливая меру такой оснащенности, социолог может, посредством накопления количественных данных, придти к выводам о стабильности или нестабильности социальной системы, ожидаемых напряжениях и будущих парадигмах взаимодействия. Понятно, что в этом случае мера коррелирует со стабильностью.

Так мы выходим на повседневный уровень применения понятия "культура", т.е. культурности того или иного человека, группы, поведенческого акта и т.д. Появляются понятия политической, семейной, экономической, правовой и т.п. культуры, позволяющие оценивать "культурность" тех или иных сфер жизнедеятельности людей.

Для ясности предложим студенту описание типичного и простейшего социокультурного процесса для обнаружения в его структуре атрибутов культуры, что позволит затем применить для их измерения и оценки тот или иной метод социальных наук.

Представим себе, что студентка А нуждается в куртке. Опишем алгоритм ее действий, направленных на приобретение этой вещи. Вначале она осознает свою нужду (нехватку, ощущение отсутствия) в куртке. Возникает установка (аттитьюд) на ее приобретение как осмысленная потребность. "Нужда" стимулирует ее направленность. Происходит предварительный (в воображении А.) выбор куртки, следовательно, формируется интерес. Интерес есть результат мысленного соединения потребности с требуемой вещью. Но происходящий при этом выбор конкретной куртки нуждается в общественной "подсказке" извне в виде моды (а она, по представлениям студентки А, содействует повышению ее привлекательности как социальной ценности). Выбор куртки регулируется также финансовыми возможностями А, в основе которых лежат требования культуры о соответствии меры труда и меры потребления, иначе - уголовного кодекса и моральных представлений А. Выбор также диктуется знаниями А о качестве той или иной куртки, чему помогают (либо мешает!) реклама, слухи, советы окружающих. Непосредственная покупка куртки тоже регулируется степенью доступности ее, т.е. наличием в магазине желаемой куртки, широта ассортимента которого определяется общей культурой труда и производства.

Поскольку мы выяснили индикаторы культуры в данном социокультурном процессе, их можно достаточно точно измерить методами конкретно-социологического характера и тем самым определить количественную меру оснащенности элементами культуры, принятыми в данной социальной среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: