Подходы на основе выделения различных школ

Исследования и попытки применить теоретические открытия школ на практике показали, что управление было частично правильным в ограниченных ситуациях. Тем не менее, современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.

1. Школа научного управления (1885-1920).

Научное управление связано с работами Ф. Тейлора. Предполагалось, что использую наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиться их эффективного выполнения.

Методология научного управления основана на анализе содержания работ, определении их основных компонентов. На основе этой информации, рабочие операции изменялись с целью устранения лишних движений, использования стандартных приемов и оборудования.

Научное управление учитывало человеческий фактор. Предусматривалась возможность отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Количество времени, выделяемое на выполнение заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало возможность дополнительно платить тем, кто превышал установленную норму.

Научное управление выступало за разделение управленческих функций от фактического выполнения работ. Работа по управлению признавалась определенной специальностью, и каждая группа работников занимается тем, что делает успешнее всего.

2. Школа административного управления (1920-1950).

Создателем школы административного управления считается А. Файоль. Идеи этой школы исходили из личных наблюдений и не основывались на научной методологии. Целью являлось создание универсальных принципов управления, которые приведут организацию к успехам. Эти принципы затрагивали два аспекта.

Первый – разработка рациональной системы управления организацией. Определялись основные функции бизнеса (финансы, производство, маркетинг) и способы разделения организации на подразделения. Управление рассматривалось как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных операций (планирование, организация).

Второй аспект касался построению структуры организации и управления работниками. Файоль сформулировал следующие принципы управления:

- разделение труда;

- полномочия и ответственность;

- дисциплина;

- единоначалие;

- единство направления;

- подчиненность личных интересов общим;

- вознаграждение персонала;

- централизация;

- порядок;

- справедливость;

- стабильность рабочего места для персонала;

- инициатива;

- корпоративный дух.

3. Школа человеческих отношений (1930-1950).

Крупный вклад в развитие школы внес Маслоу. Обнаружилось, что четко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда приводили к повышению производительности труда. Иногда работники реагировали сильнее на давление со стороны коллег, чем на желания руководства и материальные стимулы. С точки зрения этой школы, мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности.

Маслоу расположил человеческие потребности в определенной последовательности в зависимости от их значимости для человека. Сначала удовлетворяются физиологические потребности (сон, еда). Затем потребности самосохранения (одежда, жилье). После этого движущими мотивами в деятельности человека являются социальные потребности (любовь, общение, принадлежность к определенной социальной группе); потребности в самоутверждении (образование, признание, положение в обществе); потребности в самопознании (реализация таланта, способностей, потенциала личности).

На основе этих выводов, руководству предлагалось больше заботится о своих работниках, повышать их уровень удовлетворенности, что приведет к увеличению производительности.

4. Школа поведенческих наук (с 1950 г.).

Развитие психологии и социологии позволило научно изучать поведение людей на рабочем месте. Эта школа сосредоточилась на методах налаживания межличностных отношений. Работнику оказывалась помощь в осознании своих возможностей на основе применения поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основная цель этой школы – повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

5. Школа науки управления (с 1950 г.).

Математика, статистика, исследование операций внесли существенный вклад в развитие теории управления. Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов разрабатывает модель ситуации. Модель упрощенно представляет реальность, облегчает ее понимание. Модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число рассматриваемых переменных до управляемого количества.

После создания модели, переменным присваивают количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями и количественными значениями. Компьютеры позволили формировать более сложные математические модели и проводить более точные исследования.

ЛЕКЦИЯ 2

Процессный подход

Был впервые предложен школой административного управления, которая пыталась описать функции менеджера. Данный подход выделяет следующие взаимосвязанные функции процесса управления:

1. Планирование.

Предполагает решения о целях организации и о действиях членов организации. Планирование должно отвечать на следующие вопросы: где находимся в настоящее время, куда хотим двигаться, как это сделать.

2. Организация.

Предполагает создание структуры системы из множества элементов для достижения целей организации. Так как задания в организации выполняют люди, то необходимо закрепить выполнение конкретного задания за определенным исполнителем. Руководитель, подбирая людей для конкретной работы, может делегировать им полномочия и права по использованию ресурсов организации.

3. Мотивация.

Предполагает выполнение работы членами организации в соответствии с делегированными им обязанностями и в рамках разработанных планов. Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом совокупности меняющихся потребностей.

4. Контроль.

Это процесс обеспечения достижения целей организации. Существуют следующие аспекты управленческого контроля:

- установление стандартов, определение целей и времени их достижения;

- измерение достигнутого и сравнение с ожидаемым результатом;

- предпринятие корректирующих действий при отклонении от планов.

Перечисленные функции управления имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений; и для всех необходима коммуникация.

Принятие решений – это правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие точной информации, способом получения которой является коммуникация.

Коммуникация – это процесс обмена информацией. Информация в процессе коммуникации передается для принятия решения (руководитель) и для его выполнения (подчиненный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: