Если первым, не очень четким этапом в изучении различий между людьми в области ощущений и восприятия были эксперименты Ф.Гальтона (Gallon, 1869/1978), Дж.Кэттела (Cattel & Farm/id, 1896) и Дж.Джилберта (Gilbert, 1897). то вторым — уже очевидным — этапом стали исследования гештальтистов в середине двадцатого века. Индикатором возросшего интереса к проблеме различий в перцептивной сфере психики стала появившаяся в авторитетном журнале "Psychological Abstracts" соответствующая рубрика (Tyier, 1956). Предваряя этот этап, Дж.Гибсон (Gibson, 1941) предложил расширенную трактовку понятия "паттерн", активно использовавшегося в экспериментах по восприятию. Проанализировав большое количество данных, Дж.Гибсон сделал два фундаментальных вывода: 1) необходимость учета временного состояния субъекта, вызванного инструкцией и 2) учет влияния прошлого опыта на полученные результаты. Все это означало осознание важности привнесения личностной детерминанты в исследование психических процессов, в частности, восприятия.
|
|
Начиная с этого момента в развитии дифференциальной психологии возникает тенденция к созданию основы для построения целостной теории человеческих различий, позволяющей давать адекватные научные интерпретации и создавать конструктивные практические модели в области анализа разных типов взаимодействий человека с миром. Однако вначале представим в виде краткой таблицы главные достижения в этой области в предшествующий период, связанные с анализом типов восприятия, основанных на перцептивных установках.
Как видно из приведенных данных, большинство обнаруженных различий в способах восприятия группируются вокруг нескольких метапараметров (глобальность— артикулированность, широта—узость и др.). Так, уже в исследованиях того времени отмечалось, что одной и той же группе испытуемых свойственно проявление синтетичности, субъективизма, активности и уверенности. К обсуждению базовых стилевых диспозиций мы вернемся в седьмой главе, а сейчас отметим, что концептуальное обобщение экспериментальных дифференциально-психологических исследований в области восприятия возникло в 1950-х годах в рамках двух перспективных направлений.
"Личность сквозь восприятие" — так озаглавили свою монографию исследователи, назвавшие свое направление "Новым Взглядом" (New Look) на проблему соотношения мотивационных и перцептивных факторов при изучении индивидуальных различий. Сразу после второй мировой войны в Бруклинском колледже Нью-Йорка под руководством С.Аша и Г. Уиткина (Ash & Within, 1948) была реализована исследовательская программа, итогом которой стала вышеупомянутая книга (Wtkin, Lewis (Eds), 1954). Все началось с обнаружения индивидуальных различий в способности студентов колледжа правильно устанавливать вертикальную позицию в специальной тестовой ситуации с искажением зрительного восприятия, а также в умении вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона в ряде перцептивных заданий. Полученный параметр перцептивной полезависимости/поленезависимости оказался проявлением на уровне восприятия сквозной стилевой характеристики, отражающейся также на когнитивном уровне (см. Когнитивный стиль), в стиле общения и межличностного взаимодействия.
|
|
"Перцептивная установка" стала предметом теоретических и экспериментальных изысканий Дж.Клеина (Klein, 195t) и его коллег — сотрудников Меннингерского Фонда. Согласно основной гипотезе, разработанной в русле функционализма, индивидуальное восприятие определяется адаптивными свойствами усиливая психоаналитический контекст рассмотрения проблемы, можно привести характерное суждение исследователей:
"Мы изучаем Эго, когда анализируем личностные характеристики способов восприятия, а набор перцептивных установок является частью целостной системы эго-контроля".
Выбирая между понятиями "перцептивная установка" и "эго-контроль", история отдала предпочтения второму, поэтому находки Меннингерской школы стали выступать под несколько видоизмененным определением "когнитивный контроль". Дж.Клейн (Klein, 1951) выделил три когнитивных контроля (хотя, отметим, более точно было бы назвать индивидуальные параметры восприятия "перцептивными контролями"):
* сглаживание—заострение,
* установка на сопротивление или принятие нестабильности (названная "толерантность к нереальному опыту");
* физиогномичность (образность) - буквальность.
Tаким образом, результаты, полученные в ходе развития этих двух направлений экспериментальной психологии восприятия, включивших в качестве исходного положения представление о роли субъективной (личностной) детерминанты в организации психических процессов, вызвали бурную цепную реакцию в умах психологов, не прекращающуюся и по сей день. Два класса новых переменных — перцептивные стили и перцептивные контроли ~ довольно быстро сменили, однако, свою концептуальную — исходно "перцептивную" — окраску и вошли в обиход с определением "когнитивный" (мы вернемся к этим понятиям в следующих главах). Также практически сразу возникла идея — получившая затем огромное число экспериментальных подтверждений — о том, что открытые параметры перцептивного стиля (то есть способа организации субъектом своего восприятия) есть часть более сложного синдрома индивидуальных свойств, включающего когнитивные, эмоциональные, мотивационные и личностные переменные (см, FrenkeS-Brunswik, 1954), а также характеристики социально-психологического (межличностного) взаимодействия.