Вторжение субъективного фактора в область общепсихологических исследований требовало пересмотра традиционных воззрений на безличную природу базовых процессов ментальной реальности. Не ограничившись освоением территории первичных психических образов (ощущений и восприятий), дифференциально-психологический анализ стал перспективным методом познания специфики вторичных образов (в частности, характеристик представлений и воображения, включая грезы, мечты и фантазии). Уже в самой общей способности субъекта продуцировать образы проявляется широкий диапазон индивидуальных различий {Sheehan, 1978).
Среди всего разнообразия различий в образной сфере можно выделить несколько основных направлений (см. Гостев,!992).
Доминировачие образов определенной модальности. Вряд ли можно всерьез говорить о выделении специальных типов образности на основе отдельной модальности.
Несмотря на отпущенное природой значительное число модальностей, определяющих способ получения информации человеком и являющихся основой продуцирования образов, хорошо исследовано три типа последних — осязательные (тактильно-кинестетические), зрительные и вербальные (аудио-моторные). Противопоставление "осязание—зрение" вполне понятно, учитывая фундаментальную разницу в контактно-физическом и пространственно-символическом способах манипулирования информацией. Однако данные о различиях, обусловленных предпочтением в использовании тактильных или зрительных образов, остаются пока в сфере гипотез, хотя в нашем распоряжении уже имеется солидная база в виде общепсихологических исследований феномена осязания (в этой связи можно также упомянуть и об известной психотерапевтической методике, разработанной на основе метода нейро-лингвистического программирования).
|
|
Более удачной — в смысле содержательной интерпретации — оказалась следующая дихотомия, условно обозначаемая в типологическом аспекте как "визуализаторы"— "вербализаторы" (Paivio, 1971) (о связи этой типологии с концепцией И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах мы будем говорить в главе о типологических различиях). Так, "визуализаторы" кодируют информацию буквально, а "вербализаторы" используют различные формы символически-смыслового кодирования, вербализуя материал любого типа (Anderson, 1973). Также отмечается большая склонность женщин к "визуализации", что некоторые авторы связывают с различиями в активности полушарий мозга и следующими отсюда различиями в познавательных стратегиях (White, Ashton, Brown, 1977).
Контролируемость (мысленное оперирование) образами. Различия связаны с вызывающими трудности при воспоминании элементами образа — одни с трудом вспоминают движущиеся сцены и объекты, другие испытывают сложности в воспроизведении цвета (Якиманская, 1980). Различия обнаруживаются в яркости—четкости образов, в легкости и скорости их формирования, изменения и разрушения.