Представления—различия в образной сфере

Вторжение субъективного фактора в область общепси­хологических исследований требовало пересмотра тради­ционных воззрений на безличную природу базовых про­цессов ментальной реальности. Не ограничившись освое­нием территории первичных психических образов (ощу­щений и восприятий), дифференциально-психологичес­кий анализ стал перспективным методом познания спе­цифики вторичных образов (в частности, характеристик представлений и воображения, включая грезы, мечты и фантазии). Уже в самой общей способности субъекта про­дуцировать образы проявляется широкий диапазон инди­видуальных различий {Sheehan, 1978).

Среди всего разнообразия различий в образной сфере можно выделить несколько основных направлений (см. Гостев,!992).

Доминировачие образов определенной модальности. Вряд ли можно всерьез говорить о выделении специальных типов образности на основе отдельной модальности.

Несмотря на отпущенное природой значительное чис­ло модальностей, определяющих способ получения инфор­мации человеком и являющихся основой продуцирования образов, хорошо исследовано три типа последних — осяза­тельные (тактильно-кинестетические), зрительные и вербаль­ные (аудио-моторные). Противопоставление "осязание—зре­ние" вполне понятно, учитывая фундаментальную разни­цу в контактно-физическом и пространственно-символи­ческом способах манипулирования информацией. Однако данные о разли­чиях, обусловленных предпочтением в использовании так­тильных или зрительных образов, остаются пока в сфере гипотез, хотя в нашем распоряжении уже имеется солид­ная база в виде общепсихологических исследований фено­мена осязания (в этой связи можно также упомянуть и об известной психотерапевтической методике, разработанной на основе метода нейро-лингвистического программиро­вания).

Более удачной — в смысле содержательной интерпре­тации — оказалась следующая дихотомия, условно обо­значаемая в типологическом аспекте как "визуализаторы"— "вербализаторы" (Paivio, 1971) (о связи этой типологии с концепцией И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах мы будем говорить в главе о типологических раз­личиях). Так, "визуализаторы" кодируют информацию буквально, а "вербализаторы" используют различные формы символически-смыслового кодирования, вербализуя мате­риал любого типа (Anderson, 1973). Также отмечается боль­шая склонность женщин к "визуализации", что некото­рые авторы связывают с различиями в активности полу­шарий мозга и следующими отсюда различиями в позна­вательных стратегиях (White, Ashton, Brown, 1977).

Контролируемость (мысленное оперирование) образа­ми. Различия связаны с вызывающими трудности при вос­поминании элементами образа — одни с трудом вспоми­нают движущиеся сцены и объекты, другие испытывают сложности в воспроизведении цвета (Якиманская, 1980). Различия обнаруживаются в яркости—четкости образов, в легкости и скорости их формирования, изменения и раз­рушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: