По результатам исследований, посвященных изучению различий в сенсомоторной сфере у детей и взрослых, можно было бы составить том внушительного объема. Уже упоминалось, что с анализа феноменов, характеризующих специфику моторного поведения человека, все и начиналось. На заре формирования дифференциальной психологии как науки, в наблюдениях Бесселя и лабораторных экспериментах сэра Фрэнсиса Гальтона, изучению двигательных реакций придавалось фундаментальное значение. Как потом обнаружилось, выдвинутая Гальтоном гипотеза о связи некоторых особенностей моторики со способностями имела реальные основания. В современных исследованиях также отмечается связь психомоторного темпа с рядом показателей свойств нервной системы, темперамента и личности.
Психомоторный стиль (под стилем здесь и далее мы будем подразумевать устойчивую систему способов, или приемов, осуществления субъектом разных форм активности) характеризует индивидуальность с точки зрения ее психомоторной экспрессивности, то есть телесной, невербальной выразительности.
|
|
Выделяют различные уровни в организации психомоторного стиля (Takala, 1975), соответствующие:
физическому измерению (размер, скорость, угловатость vs плавность);
физиологическому измерению (тонические сокращения мыши в результате принятия позы, предпочтение направленных внутрь или вовне движений руки),
кодирование значений движения как следствия индивидуального или межличностного поведения (экспансивные, агрессивные движения, аутистические жесты), то есть как части коммуникативного процесса.
Д.Кэмбелл и Д.Фиске (CampbeU &. Fiske, 1959) с помощью факторного анализа выявили межиндивидуальную устойчивость относительно независимых между собой показателей графомоторики (размер, давление, угловатость, протяженность) при выполнении различных заданий (копирование, письмо, рисование). Кроме того, авторы сделали вывод о независимости выявленной устойчивости показателей от содержания и значения выполняемых заданий. Изучая предпочтение детьми быстрой или медленной скорости в работе, С.Стивене (Stevens, 1970) нашел, что гиперкинетичные дети всегда проявляют тенденцию работать на пределе, со скоростью, близкой к возможной для них максимальной величине, и не способны адаптироваться к изменяющейся стимульной ситуации. Индивидуальные особенности выделенной экстремальной группы интерпретировались психофизиологически, в контексте концепций активации (arousal) и концентрации внимания.
По мнению А.Петри (Petrie, 1967), не только психомоторика, но и организация субъективного сенсорного опыта в целом может характеризоваться шкалой "занижения— завышения" (reducing or augmenting). В зависимости от индивидуальных особенностей, в восприятии субъекта преобладает тенденция либо преуменьшать, либо преувеличивать воспринимаемое. Людей, не проявляющих ни одну их этих тенденций, А.Петри назвал "умеренными" (moderate). Диапазон реакций - от крайнего преуменьшения до крайнего преувеличения — является, в этом случае, переменной перцептивного реагирования.
|
|
Процедура измерения этих характеристик заключается в следующем. Испытуемому (при выключенном зрении) предлагается отмерить с помощью большого и указательного пальцев правой, а затем левой руки/заданное образцом (ширину и длину которого испытуемый определяет на ощупь ранее, под контролем зрения) расстояние на деревянном бруске, имеющем двигающуюся рамку.
Результаты измерений и выявили указанные выше тенденции. Разумеется, различия в перцептивной сфере оказались связанными с радом других показателей. "Занижающие" оказались менее способными переносить сенсорную депривацию (созданную в специальном эксперименте), что соответствовало гипотезе об их неустойчивости к воздействию среды, сенсорная стимуляция в которой уже снижена до минимума. Они также лучше, по сравнению с "завышающими", переносили вызванную давлением боль, подтверждая свойственную им тенденцию занижать интенсивность привходящих стимулов.
4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВОСПРИЯТИЯ: