Создать организацию – значит спроектировать организационную структуру и наполнить ее ресурсами. Спроектировать организационную структуру это значит: 1) определить состав структурных подразделений и должностей, 2) установить организационные отношения между структурными подразделениями и должностями.
В качестве инструментальных средств для установления организационных отношений используют понятия и категории:
- Делегирование
- Ответственность
- Обязанность
- Полномочие
- Власть
- Линейные полномочия
- Штабные полномочия
- Цепь команд
- Единоначалие
- Норма управляемости
- Степень централизации
Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их исполнение. Делегирование – это ад, который превращает обычного человека в менеджера.
Ответственность – представляет собой обязательства удовлетворительно выполнять поставленные задачи и необходимость отчитываться за результаты выполнения перед тем, кто передает работнику полномочия. Ответственность определяется признаками: 1) цель (работа), которая должна быть выполнена, 2) роль (обязанность) работника в процессе выполнения работы, 3) форма и мера ответственности за невыполнение. Ответственность не может быть делегирована.
|
|
Обязанность – необходимость выполнять возложенные задачи и работы по достижению цели
Полномочия – это делегированное ограниченное присущее данной должности право использовать ресурсы организации. Полномочия делегируются должности, а не человеку.
Власть – реальная способность использовать ресурсы организации.
Линейные полномочия – вся полнота законной власти на данной должности.
Функциональные полномочия – право разрешать или запрещать в пределах данной должности.
Штабные полномочия –
Штаб – это структурное подразделение в аппарате управления. Существует три вида штабов:
1) консультативный - консультировать линейного руководителя по наиболее сложным направлениям (юрист, программист),
2) функциональный – выполнение определенных функций (экономист, бухгалтер, специалист по кадрам),
3) личный – обслуживание или помощь руководителю (секретарь).
Виды штабных полномочий:
1) рекомендательные полномочия – рекомендации, убеждения линейных руководителей в ценности своих услуг и предложений, линейный руководитель не обязан выполнять советы и рекомендации,
2) обязательные согласования – линейный руководитель обязан обсудить соответствующую ситуацию со штабным аппаратом, прежде чем предпринять действия. Однако линейный руководитель не обязан на самом деле следовать рекомендациям штаба,
|
|
3) параллельные полномочия – штаб наделен правом отклонять решения линейного руководителя. Цель этих полномочий – установление контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок,
4) функциональные полномочия – это право разрешать или запрещать какие-либо действия по определенной функции,
5) линейные полномочия – внутри штабного подразделения.
Норма управляемости – это количество человек, непосредственно подчиненных данному руководителю. Точной нормы не существует. Норма осуществляется с учетом факторов: 1) уровень управлении (высший, средний, низший), 2) сложность и разнообразие задач управления, 3) квалификация, 4) относительные способности руководителя.
Единоначалие – отношения между руководителем и подчиненными должны быть ясными и простыми.
Причины реорганизации организационной структуры:
1) Рост организации.
2) Изменение технологии, расширение ассортимента.
3) Изменение стратегии.