Правовой статус иностранцев

Правовое регулирование гражданства Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (далее – Закон), кото-

рый детально регламентировал принципы, порядок и основания приобретения и прекраще-

ния белорусского гражданства действует в редакции от 22 июня 2006 г. Ст.10 и п.17 ст.84

Конституции Республики Беларусь, указанный Закон, Положение о порядке рассмотрения

вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, утвержденное Указом Президен-

та Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. № 209 в редакции от 27 июля 2009 г., а также

ряд многосторонних и двухсторонних международных договоров Республики Беларусь со-

ставляют законодательную основу регулирования института белорусского гражданства.

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь личности с Рес-

публикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и от-

ветственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и сво-

бод человека.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие принципы белорусского

гражданства: принцип стабильности гражданства, принцип защиты и покровительства со

стороны государства гражданам Республики Беларусь как на территории Беларуси, так и

за ее пределами,принцип невыдачи граждан, принцип равного гражданства, принцип

свободы выбора гражданства, принцип избежания случаев безгражданства, принцип вер-

ховенства международных договоров над национальным законодательством о граждан-

стве

Выход из гражданства является наиболее часто встречающимся основанием его пре-

кращения. Гражданство Республики Беларусь утрачивается:

1) вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы

безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при

отсутствии оснований, предусмотренных ст. 20 Закона;

2) по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка,

приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства

гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в

возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в

письменной форме и нотариально удостоверенного;

3) по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики

Беларусь.

Законом, а также Положением о порядке рассмотрения вопросов, связанных с

гражданством Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики

Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209 в редакции от 27 июля 2009 г., определены

государственные органы, полномочные принимать решения по вопросам гражданства, а

также детально регламентирован порядок их деятельности. К ним относятся органы

внутренних дел – по отношению к лицам, постоянно проживающим в Республике

Беларусь, а также органы дипломатической службы – по отношению к лицам, постоянно

проживающим за границей.

Лица, которые находятся на территории государства и не имеют его гражданства, в

доктрине именуются обобщенным термином «иностранцы». Под иностранцами обычно

понимают как иностранных граждан, т.е. лиц имеющих гражданство иностранного госу-

дарства, так и лиц без гражданства (апатридов), т.е. тех, кто не имеет доказательства

наличия у них гражданства какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев определяется как внутренним законодательством каждо-

го государства, так и международно-правовыми нормами. Правовой режим иностранцев –

это правовой статус, определяющий объем их прав и обязанностей на территории госу-

дарства пребывания.

В литературе обычно выделяют следующие виды правового режима иностранцев.

1) Национальный режим, означающий уравнивание иностранцев в правах с граждана-

ми данного государства. Он может быть предусмотрен как внутригосударственным зако-

нодательством, так и международными договорами. Обычно такое уравнивание устанав-

ливается лишь на условиях взаимности, причем на практике невозможно полностью при-

равнять иностранцев к собственным гражданам.

2) Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранцам предостав-

ляются в какой-либо области права и свободы, либо устанавливаются такие обязанности,

какие предусмотрены для граждан любого третьего государства. Таким образом, этот ре-

жим должен быть не менее благоприятным, чем режим, который распространяется на лю-

бое третье государство. Его природа носит исключительно договорный характер. Он мо-

жет предоставляться, например, в сфере международной торговли, транспорта, отправле-

ния правосудия.

3) Специальный режим в литературе понимается по-разному. Существует точка зре-

ния, в соответствии с которой это более жесткий режим по сравнению с двумя вышена-

званными, означающий ограничение прав иностранцев по сравнению со статусом граж-

дан данного государства, а также возложение на них дополнительных обязанностей

(Е.Г.Моисеев, В.П.Басик).

Другие авторы (Л.Н.Анисимов, Г.В.Игнатенко) считают, что указанный режим харак-

теризуется предоставлением определенных привилегий и преимуществ. Например, в сфе-

ре приграничного общения населения (с соседними странами) либо для военнослужащих,

расквартированных на территории иностранных государств.

Представляется, что в обоих случаях речь идет о различных чертах специального ре-

жима, главной особенностью которого является неравное положение иностранцев, кото-

рое может выражаться и в ограничении их прав, и в предоставлении неких льгот и пре-

имуществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: