Особую функцию выполняли молчанки – словесные формулы, обязывающие участников игры молчать после определенного сигнала или окончания формулы. Молчанки учили выдержке, умению сдерживать смех и эмоции. Обязательным ее элементом был уговор молчать в форме заклинания с последствиями для нарушителя уговора.
Я буду кусаться! Дружба начинается!
Игровое начало детской психологии проявляется и в словесном творчестве детей 6-8 лет. Дразнилки – юмористические или сатирические прозвища, выделяющие какие-либо качества личности или иронично обыгрывающие имя ребенка. Так же разнообразны их художественные средства: рифма, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, ирония. Цель дразнилки – досадить, уязвить самолюбие того, кто сам словами или действиями обидел произносящего дразнилку: Андрей-воробей, не гоняй голубей! - Вовка-дурак, курит табак, спички ворует, дома не ночует! - Коля – Коля – Николай! Сиди дома, не гуляй!
Поэтика считалок привлекала детских поэтов XX века, которые использовали ее, создавая свои произведения, подражая фольклорным («Считалия» Б. Заходера и др).
|
|
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять!
Царь велел меня повесить…(разные варианты)
2) На горе сидели зайцы и выкидывали пальцы…
3) На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…
5) На златом крыльце сидели // Микки Маус, Том и Джерри,
Скружд Мак-Дак и три утенка, // А водить-то будет Понка!
Зинка-корзинка, Светка-конфетка, Ленка –пенка.Вовка-морковка, Мишка- медведь….
Жадина-говядина, большая шоколадина – дразнят того, кто не делится лакомством.
Кто как обзывается, тот так и назывется – отвечают, чтобы остановить дразнилку.
Дразнилки регулировали отношения в детском коллективе на «мирном» этапе конфликта, который мог закончиться примирением с использованием мирилки:
Мирись, мирись, мирись, А кусаться нипочем,
И больше не дерись, Буду драться кирпичом,
А если будешь драться, А кирпич ломается -
Своеобразным жанром были попрошайки, которые пользовались при дележе гостинцев:
1) Сорок восемь – половинку просим. Сорок семь – делись всем.
2) Сорок один – ем один. Сорок один – я не магазин.
Современные жанры ДФ сформировались во второй половине XX века под влиянием комплекса социальных факторов, и в настоящее время исследователи культуры детства пытаются объяснить причины их появления и своеобразие поэтики. Например, стремление переделать, спародировать хорошо известное объясняется потребностью утвердить новые эстетические принципы, смеясь над традиционными и популярными. В современных детских переделках широко известных стихотворений и песен используется прием пародии: