Роль и место налогов в государственном регулировании экономики

В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оцениваю­щих роль налогов. Естественно, что роль системы налогообло­жения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно полярны интересы госу­дарства и плательщиков в условиях кризиса экономики и поли­тики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения.

В современных условиях государствам свойственно все рас­ширяющееся вмешательство в различные сферы экономичес­кой жизни. В США степень этого вмешательства меньше, чем в других странах, в Швеции – больше, Германия и Япония зани­мают золотую середину. В США государственное вмешательс­тво в экономику ощущается слабее, чем в европейских странах.

Воздействуя на экономику, государство, как правило, пре­следует цели:

· достижения постоянного устойчивого экономического роста;

· обеспечения стабильности цен на основные товары и услуги;

· обеспечения полной занятости трудоспособного населения;

· обеспечения определенного минимального уровня доходов населения;

· создания системы социальной защиты населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных семей;

· равновесия во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозмож­но. Найти сбалансированное соотношение влияния всех рыча­гов воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства – задача первостепенного значения. Такими государственными рычагами и регу­ляторами являются:

· бюджетное субсидирование цен на потребительские товары;

· государственные инвестиции в экономику;

· прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика;

· установление при необходимости денежно-кредитных ограничений в форме регулирования цен; введение условий выдачи и ограничение кредита, валютного контроля;

· лицензирование;

· подготовка законодательства, касающегося частной тор­говли: стандартизация продукции, государственный арбитраж и т.д.;

· финансирование научно-исследовательских и опытно-конструктор-ских работ;

· налоговая политика.

Через эти сугубо экономические регуляторы, свойственные рыночному хозяйству, государство предлагает варианты хозяй­ственной деятельности, удовлетворяющие общественным пот­ребностям.

Но основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика. Кроме чисто фискальной фун­кции, система налогов и сборов служит механизмом экономичес­кого воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничить деловую ак­тивность, помочь развитию тех или иных отраслей предприни­мательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных пред­приятий на мировом рынке.

С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика, от них зависит свобода товарного рынка. Налоги создают основную часть дохо­дов государственного и местных бюджетов, обеспечивая воз­можность финансового воздействия на экономику через расход­ную часть.

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходи­мость возникает, прежде всего, для регулирования развития рай­онов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. С задачей ограни­чения первыми столкнулись Великобритания и Франция, поз­днее – Япония.

В качестве сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления используются дополнительное на­логообложение (Нидерланды, Япония) или лицензирование (Великобритания, Франция и Италия) предпринимательской дея­тельности. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Лицензирование рассматривается также как форма дополнительного местного налога – лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулировани­ем ставками земельного налога.

Повышение налогов в той или иной форме оказывается наи­более эффективным и надежным средством, когда нужно сдер­жать слишком высокую конъюнктуру. Еще один метод – отме­на налоговых льгот.

Порой введение новых налогов преследует сугубо регулиру­ющие цели. Так, в Германии с помощью роста налога была ре­шена социальная задача: после резкого увеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем после дли­тельной антитабачной кампании.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: