Налоговые льготы. Классификация налогов

Классификация налогов

Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели: например, обоснованное применение налогов, проведение анализа их поступлений, составление отчетности и др.

Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия и признаку переложимости на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые не­посредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода), т.е. юридический и фактический плательщик совпадают.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, уста­навливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, таможенные пошли­ны, НДС и т.п. При этом окончательным плательщиком косвенных налогов является их конечный потребитель, использующий приобретенные товары, услуги для собственного потребления. В этом случае фактический и юридический плательщики не совпадают.

Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеют разнообразные объекты налогообложения. Например, экологический налог, отчисления в ФСЗН, земельный налог и др.

По целевой направленности введения налогов их разделяют на общие (абстрактные) и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые в процессе их взимания обезличиваются и посту­пают в единую кассу государств. Они предназначены для обще­государственных мероприятий (подоходный налог, налог на прибыль и др.).

Специальные (целевые) налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюд­жетные фонды (пенсионный, социального страхования, обяза­тельного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и дей­ствовали преимущественно целевые налоги.

В зависимости от органа, который взимает налог и в распо­ряжение которого он поступает, налоги в Республике Беларусь классифицируются на республиканские и местные, что свидетельствует о двухуровневой налоговой сис­теме, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) отно­сятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на при­быль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ре­сурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные на­логи и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гер­бовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; экологичес­кий сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошли­на; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пош­лины.

К местным налогам и сборам Налоговый Кодекс Респуб­лики Беларусь относит: налог с продаж; налог на услуги; сборы с пользователей и др.

В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (фи­нансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.

По уровню бюджета, в который зачисляются налоговые платежи, различают налоги в качестве закрепленных и регулиру­ющих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые на пос­тоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены как доходный источник конкретного бюджета (налог на землю, на недвижимость).

Регулирующие налоги – налоги, используемые для регу­лирования поступлений в нижестоящие бюджеты в текущем финансовом году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно в Законе «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (фи­нансовый) год.

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. Компетенция местных органов власти в вопросах измене­ния условий применения конкретных республиканских нало­говых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием реше­ния о передаче в их бюджет сумм поступлений соответствую­щих платежей и, как показывает практика последних лет, такая компетенция ограничивается вопросами изменения ставок (но не более, чем в два раза) и сроков их уплаты.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные нало­ги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо пол­ностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое уре­гулирование этих вопросов может быть обеспечено путем при­нятия областным Советом депутатов соответствующего реше­ния в рамках бюджетного процесса.

По источникам выплаты налогов различают:

· налоги, включаемые в цену продукции, товаров, работ, услуг (НДС, акцизы).

· налоги, относимые на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг (земельный, экологический налог);

· налоги, относимые на финансовые результаты (налог на прибыль, на недвижимость).

В зависимости от субъекта налога выделяют:

· налоги, взимаемые с физических лиц;

· налоги, взимаемые с юридических лиц;

· смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.

Существуют и другие менее важные классификации налогов.

В налоговой политике любого государства важное место за­нимают налоговые льготы, то есть частичное или полное осво­бождение некоего круга плательщиков от уп­латы налогов путем вычетов, скидок при определении налого­облагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплатель­щика и для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льго­ты подразделяют на три вида: изъятия, скидки, налоговые кре­диты.

Изъятия – это налоговые льготы, направленные на осво­бождение от налогообложения отдельных объектов налогообло­жения. По времени действия такая льгота может быть постоян­ной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льго­та либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на теку­щий финансовый (бюджетный) год).

Скидки – это льготы, направленные на сокращение налого­облагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьше­ние налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).

Кроме того, если предоставляется полное освобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление назы­вается налоговыми каникулами.

Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значе­ние для развития приоритетных отраслей, отдельных про­изводств, регионов страны и экономики в целом. Скидки, ос­лабляя налогообложение, улучшают финансовое положение юридических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.

Государство использует налоговые льготы как один из глав­ных налоговых инструментов регулирования экономики. Изме­няя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное налогообложение прибы­ли, доходов предусматривается в период спада производства. В период подъема, наоборот, скидки сокращаются, чтобы несколько замедлить рост производства.

Налоговые льготы должны способствовать не только разви­тию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимули­рующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свобод­ные экономические зоны; при необходимости – на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах респуб­лики.

В зависимости от сферы применения различаются налого­вые льготы общие, предназначенные всем плательщикам соот­ветствующего налога, и специальные, предоставляемые отдель­ным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыноч­ной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять меха­низм налогообложения (и в первую очередь – налоговые льго­ты). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обес­печивать им ускоренное развитие.

В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы под­разделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосу­дарственные цели, вторые имеют местную значимость.

На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям – хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального осво­бождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благо­даря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличе­ние возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.

Согласно ст. 43 Общей части Налогового Кодекса «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере». Налоговые льготы устанавливаются в виде:

· освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

· пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

· возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

· дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

· в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Нормы Налогового Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:

изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

нормативного распределения выручки.

По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow