Восприятие и интерпретация картины.
Уровни зрительского восприятия картины:
I – Картина воспринимается как вещь, как предмет во внешнем мире. Считывается только поверхностная, внешне событийная информация. Так воспринимают картину маленькие дети и неподготовленные взрослые, и люди, имеющие прагматические цели. Формула: «Это – то-то…»
II – Картина воспринимается как аналог предметного мира, его уменьшенная копия. Зритель отождествляет себя с героями, проживает их ситуацию. Психологическое значение уровня – в приумножение опыта, знаний. Данный уровень присущ дошкольникам, многим взрослым. Такой контакт имеет узкие, конкретные границы: мир картины – аналог мира предметного. Формула – «Вот бы мне туда».
III – Картина воспринимается как пространство творчества художника. Сюжет для него – лишь средство выражения чего-то большего. Даже факт деформации изображения – способ достижения выразительности художественного текста. Художник – создатель собственного мира. Так воспринимают картину профессиональные художники. Формула: «Как здорово сделано»
|
|
IV – восприятие пространства картины как аналога духовно-психологического мира художника. Это наиболее полный контакт с художественным произведением, партнерский диалог двух душеных миров: зрителя и художника. Задача зрителя – присоединиться и понять. Для этого нужно знать правила чтения изобразительного текста и иметь желание присоединиться к художнику, понять его.
Задачи | Проблемы | Условия полноценного проживания | Помощь педагога. |
1 стадия – контактная: ориентировка и эмоционально-эмпирическая настройка на картину как партнера в общении. | |||
Внутреннее соединение с артиной, погружение, вживание в нее. | Страх не понять, узнать нечто болезненное для себя, протест против нового, необычного, предубеждение (влияние авторитетов) | Правильно проведенная информационная, телесная, эмоциональная настройка на картину. | Помощь в принятии удобной позы, предосталение необходимой информации, снятие напряжения проговариванием внутренних сомнений, стимулирование интереса, обращение к личностному потенциалу. |
2 стадия – ориентировочно-аналитическая: внимательное считывание информационного слоя. | |||
Сбор максимума информации с картины: кто, что? | Отсутствие навыков рассматривания, умения «держать» глазами предмет, индивидуальные сенсорные особенности. | Произвольная поддержка внимания: переключение и распределение внимания, сканирование поля картины, выделение значимых признаков, правильное называние опознанного. | Помощь в понимании изобразительного языка: сообщение о кодировании смыслов. Опорные вопросы, подсказки. |
3 стадия – качественный анализ образов картины: погружение зрителя в плоть художественных образов. | |||
Вживание в каждый образ и сбор информации о нем: какова предметность и изобразительная плоть объекта в двухмерном пространстве картины. | Страх, протест, недостаточная визуальная грамотность, неразвитое символическое мышление. | Умение вчувствоваться в изображение и быт с ним достаточно долго | Помощь в сборе информации, описание основного объема значимых свойств, сообщение: телесные характеристики связаны с замыслом, с психологическими проблемами модели, автора |
4 стадия – анализ отношений и взаимосвязей героев картины. | |||
Рассмотреть взаимоотношения героев на предметно-содержательном и формально-языковом уровнях. | Незнание символического использования пространственного взаиморасположения действующих лиц для обозначения их психологических взаимоотношений | Знание, понимание, прослеживание сложных причинно-следственных и ассоциативных связей. | Помощь в прослеживании попарных отношений каждого героя со всеми другими: опорные вопросы |
5 стадия – формулировка обобщенных смыслов. | |||
Обобщение всей полученной информации и выход на уровень понимания базовых смыслов, заложенных в картину художником: что это значит, зачем всё это? | Страх, недоверие к себе, недостатки понятийного и символического мышления | Те же | Психологическая поддержка зрителя, его веры в то, что во сём можно разобраться. Акцент на самостоятельности, потенциальной независимости от информации, которой обладает посредник, способности добыть смыслы из прямого общения с картиной. |
6 стадия – выход из контакта с картиной. | |||
Дистанцирование от картины, внутреннее расставание с ней, завершение общения, возвращение в мир обыденной жизни. | Застревание зрителя на своих переживаниях | Знание коммуникативных приемов: вопросы о личных открытиях, душевных приобретениях | Резюме, вопросы, активное слушание. |
Многослойность кинотекста.
|
|
Фильм, как и любое произведение искусства, содержит в себе несколько слоев образно-содержательной формы, обладающих своими характерными свойствами.
Слои образно-содержательной формы. | Содержание зрительного восприятия | Зритель оценивает |
1.Материальные непосредственно чувственно воспринимаемые объекты | Воспринимается система света и звука, всё, что связано с техникой киносъемки и звукозаписи | Техническое мастерство создателей фильма. |
2.Предметно-представимое: тема, жанрово-стилевая принадлежность произведения | Взгляд «общим планом»: внимание обращается на тематическую направленность – «про что этот фильм». | Соответствие содержания реальной жизни: бывает ли так? |
3.Предметно-непредставимое: внутренний мир героев фильма | Взгляд «средним планом»: внимание приковано к игре живых страстей, к мыслям и поступкам персонажей, восприятие эмпатическое, непосредственное, идентификация себя с героями. | Характеры, поступки персонажей |
4.идейно-художественное содержание, авторский замысел | Взгляд «крупным планом»: анализ художественного пространства фильма, постижение его духовно-нравственных смыслов. | Идейно- художественную ценность фильма, режиссерское решение, работу оператора, художника, композитора, игру актеров. |
Перечисленные слои и планы рассмотрения фильма находятся в тесной взаимосвязи.