Психологические стадии общения с картиной зрителя

Восприятие и интерпретация картины.

Уровни зрительского восприятия картины:

I – Картина воспринимается как вещь, как предмет во внешнем мире. Считывается только поверхностная, внешне событийная информация. Так воспринимают картину маленькие дети и неподготовленные взрослые, и люди, имеющие прагматические цели. Формула: «Это – то-то…»

II – Картина воспринимается как аналог предметного мира, его уменьшенная копия. Зритель отождествляет себя с героями, проживает их ситуацию. Психологическое значение уровня – в приумножение опыта, знаний. Данный уровень присущ дошкольникам, многим взрослым. Такой контакт имеет узкие, конкретные границы: мир картины – аналог мира предметного. Формула – «Вот бы мне туда».

III – Картина воспринимается как пространство творчества художника. Сюжет для него – лишь средство выражения чего-то большего. Даже факт деформации изображения – способ достижения выразительности художественного текста. Художник – создатель собственного мира. Так воспринимают картину профессиональные художники. Формула: «Как здорово сделано»

IV – восприятие пространства картины как аналога духовно-психологического мира художника. Это наиболее полный контакт с художественным произведением, партнерский диалог двух душеных миров: зрителя и художника. Задача зрителя – присоединиться и понять. Для этого нужно знать правила чтения изобразительного текста и иметь желание присоединиться к художнику, понять его.

Задачи Проблемы Условия полноценного проживания Помощь педагога.
1 стадия – контактная: ориентировка и эмоционально-эмпирическая настройка на картину как партнера в общении.
Внутреннее соединение с артиной, погружение, вживание в нее. Страх не понять, узнать нечто болезненное для себя, протест против нового, необычного, предубеждение (влияние авторитетов) Правильно проведенная информационная, телесная, эмоциональная настройка на картину. Помощь в принятии удобной позы, предосталение необходимой информации, снятие напряжения проговариванием внутренних сомнений, стимулирование интереса, обращение к личностному потенциалу.
2 стадия – ориентировочно-аналитическая: внимательное считывание информационного слоя.
Сбор максимума информации с картины: кто, что? Отсутствие навыков рассматривания, умения «держать» глазами предмет, индивидуальные сенсорные особенности. Произвольная поддержка внимания: переключение и распределение внимания, сканирование поля картины, выделение значимых признаков, правильное называние опознанного. Помощь в понимании изобразительного языка: сообщение о кодировании смыслов. Опорные вопросы, подсказки.
3 стадия – качественный анализ образов картины: погружение зрителя в плоть художественных образов.
Вживание в каждый образ и сбор информации о нем: какова предметность и изобразительная плоть объекта в двухмерном пространстве картины. Страх, протест, недостаточная визуальная грамотность, неразвитое символическое мышление. Умение вчувствоваться в изображение и быт с ним достаточно долго Помощь в сборе информации, описание основного объема значимых свойств, сообщение: телесные характеристики связаны с замыслом, с психологическими проблемами модели, автора
4 стадия – анализ отношений и взаимосвязей героев картины.
Рассмотреть взаимоотношения героев на предметно-содержательном и формально-языковом уровнях. Незнание символического использования пространственного взаиморасположения действующих лиц для обозначения их психологических взаимоотношений Знание, понимание, прослеживание сложных причинно-следственных и ассоциативных связей. Помощь в прослеживании попарных отношений каждого героя со всеми другими: опорные вопросы
5 стадия – формулировка обобщенных смыслов.
Обобщение всей полученной информации и выход на уровень понимания базовых смыслов, заложенных в картину художником: что это значит, зачем всё это? Страх, недоверие к себе, недостатки понятийного и символического мышления Те же Психологическая поддержка зрителя, его веры в то, что во сём можно разобраться. Акцент на самостоятельности, потенциальной независимости от информации, которой обладает посредник, способности добыть смыслы из прямого общения с картиной.
6 стадия – выход из контакта с картиной.
Дистанцирование от картины, внутреннее расставание с ней, завершение общения, возвращение в мир обыденной жизни. Застревание зрителя на своих переживаниях Знание коммуникативных приемов: вопросы о личных открытиях, душевных приобретениях Резюме, вопросы, активное слушание.

Многослойность кинотекста.

Фильм, как и любое произведение искусства, содержит в себе несколько слоев образно-содержательной формы, обладающих своими характерными свойствами.

Слои образно-содержательной формы. Содержание зрительного восприятия Зритель оценивает
1.Материальные непосредственно чувственно воспринимаемые объекты Воспринимается система света и звука, всё, что связано с техникой киносъемки и звукозаписи Техническое мастерство создателей фильма.
2.Предметно-представимое: тема, жанрово-стилевая принадлежность произведения Взгляд «общим планом»: внимание обращается на тематическую направленность – «про что этот фильм». Соответствие содержания реальной жизни: бывает ли так?
3.Предметно-непредставимое: внутренний мир героев фильма Взгляд «средним планом»: внимание приковано к игре живых страстей, к мыслям и поступкам персонажей, восприятие эмпатическое, непосредственное, идентификация себя с героями. Характеры, поступки персонажей
4.идейно-художественное содержание, авторский замысел Взгляд «крупным планом»: анализ художественного пространства фильма, постижение его духовно-нравственных смыслов. Идейно- художественную ценность фильма, режиссерское решение, работу оператора, художника, композитора, игру актеров.

Перечисленные слои и планы рассмотрения фильма находятся в тесной взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: