Тема 2. Основные этапы технологизации и алгоритм разработки социальной технологии
Виды социальных технологий.
Соцтехнологии технологии по масштабу действий делят на:
– глобальные, направленныена решение общих человеческих проблем (охрана окружающей среды, борьба с болезнями, реформы в образовании);
– макротехнологии – конкретное общество, страна, подсистемы общества;
– мезотехнологии – отдельные регионы, отрасли;
– микротехнологии – объект – отдельная организация.
По характеру воздействия на объект технологии бывают:
– базовые – которые оказывают воздействие на весь объект и приводят к изменению всего объекта технологии (технологии стратегического управления, технологии проектирования организации, технологии изменения организационных структур);
– частные технологии – это тактико-оперативные технологии. Они направлены на совершенствование отдельных элементов, отдельных процессов.
По характеру решаемых задач:
– универсальные – могут применяться в самых разных организациях;
– специальные – используются для решения нестандартных задач.
По степени обновления методов:
– инновационные – новые технологии (сотовая связь, мультимедийное обеспечение учебного процесса);
– эволюционные – постепенно изменяющиеся объект или отдельные управленческие процессы;
– рутинные – менее наукоемкие, не требующие существенных изменений (прием на работу).
По сферам деятельности организации: технологии планирования, контроля, управления персоналом и т.п.
По объекту воздействия:
– общеуправленческие технологии – воздействуют на весь объект, систему административного управления.
– технологии планирования, мотивации, контроля;
– технологии регулирующие организационные процессы ( управленческое решение);
- информационные технологии – регулирование управленческих коммуникаций;
- технологии, регулирующие менеджмент организации ( управление персоналом).
Выделяют три основных этапа разработки социальной технологии: теоретический, методический и процедурный.
1. Теоретический – первичное описание объекта технологизации, разложение этого объекта на отдельные элементы и выявление связи между ними.
2. Методический – сбор информации о состоянии дел в организации. На этом этапе выбираются методы сбора информации, способы обработки, анализа информации, способы превращения этой информации в конкретные выводы и рекомендации.
3. Процедурный – организация практической деятельности по разработке, внедрению или совершенствованию социальной технологии.
Совокупность теоретических, методических и процедурных этапов представляет собой систему разработки социальной технологии.
В рамках каждого этапа тоже существует свой алгоритм действия.