В. Тёрнер

Методы

Британская антропология – академическая наука, основанная на структурном функционализме.
Редклиф-Браун – основатель структурного функционализма – вводит понятие конфликта.
периоды равновесия/периоды дезинтеграции
Понятие социального равновесия - наличие в социуме групповых и индивидуальных конфликтов и интересов, разрешение которых и обеспечивает стабильность и интегративность культуры. Социальное равновесие – результат диалектического процесса, в котором конфликты, свойственные для одних типов отношения, абсорбируют в других типах отношения.
интегрирующая роль символа и религии, консолидирующая роль ритуала
Сер. 50х гг. – изучение процессов, отход от функционализма и структурного функционализма, основатели Лич и М. Глякман.
Например, обвинение в колдовстве, апартеид – консолидируют общество.
Ритуал перехода вождя в низшее существо – средство психологической разгрузки общества.
превосходство системы (института власти) над индивидом (правителем)
Глякман – Манчестерская школа антропологии – процесс и конфликт.
50е гг. – концепция власти М. Вебера – обратная концепция концепции К. Маркса.
Маркс: экономическая система влияет на идеологию (капитализм => классы, коммунистическая идеология).
Вебер: идеология (религия) способствует развитию экономических отношений. «Протестантская этика» - капитализм развивался в регионах протестантизма.
Вебер: типология легитимной власти – позитивная реакция управляемого субъекта:

- традиционная власть – родители, монархия;

- харизматический тип власти – харизма – дар богов;

- рационально правовая власть.

Харизматический тип власти появляется в период дезинтеграции общества, и всё равно заканчивается традиционализацией.

- Традиционная власть – культ предков – индивид по мере взросления увеличивает свой магический потенциал, апогей – после смерти. Сами носители культуры не рефлексируют по этому поводу.

Принцип выживания в обществе – возрастная иерархия необходима для выживания.
санкция проклятия/благословения – власть старших
поминальный обряд – взаимодействие живых и мертвых
У банту не принимали по-европейски обученных молодых людей, для управления банту требовались старейшины, которые были необразованны.
Вебер: власть – способность/возможность навязать своё мнение, даже при сопротивлении.

- Харизматическая власть

аномалия власти – поклонение неодушевленным объектам аномальной формы, которые выделяются и бросаются в глаза.
колдуны, маги, шаманы, люди – аномальные люди (физически и ментально)
социальная аномальность: незамужняя → ведьма, живет на окраине → колдун
аномальным легче обрести духа, он не востребован для нормативных социальных функций, и поневоле становится правителем, дистанцируясь от общества
аномальное поведение включено в инициацию/инаугурацию
психология элитизма возвышает людей
у властвующих, как и у подвластных есть свои табу
харизматичность – изначально в индивидах? она рациональна или эта девиантность выдается аномальным людям обществом

- Рационально-правовая модель

Бюрократия
Вебер: идеальная бюрократия: рекрутируются люди по их способностям; строгая иерархия; бюрократы трудятся исключительно за заработную плату.
в СССР бюрократия ориентировалась на европейские принципы

50-60-е гг. В. Тёрнер провел индивида через серию социальных драм, раскрыв взаимодействие индивидуальных и коллективных норм
поставил индивида в центр исследования
принятие индивидом решения в признанных ситуациях
отрицание структурного функционализма, «структура» и «функция» вышли из лексикона антропологии, появились «процесс» и «конфликт»
структурная теория → теория процесса (распад колониальной системы)
политическая антропология сотрудничает с политологией, заимствует её терминологический аппарат → концепции «политическая арена», «политическое поле»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: