Племя
Band
Ранние политические объединения
Большесемейные общины. Матрилинейный род
Линия родовых и общинных структур
Социально-политическая структура традиционного общества помимо социально-возрастного группирования включала социально-родственные, а также территориальные.
род – группа лиц, ведущих свое происхождение и имеющие счет родства по мужской/женской линии от реального или предполагаемого предка; род имеет имя
общие обряды и обычаи – единство рода
родство только по одной линии – социально, а не биологическое (другая группа исключается)
счет родства социально обусловлен
социальная природа принципов родовой структуры – наследования статуса, должности, имуществ
патрилинейные – сын; матрилинейные – племянник
род не может быть локализован, как минимум два рода
род экзогамен
род – совместное владение землями
группа родственников, родов иногда составляет племя
предок – женщины
группа сестер, дочерей с детьми, глава – старший брат
уксори- / вирилокальный брак
мужья – чужаки, называют друг друга братьями (войдя в семью)
старшинство – кто раньше вошел в семью
ближайший родственник – дядя
глава семейства – старший сын старшей сестры
|
|
вирилокальный брак + матрилинейный род = сильная разбросанность рода, но есть место жительства прародителя
патриарх (глава), его жены, их дети
дети главы дома принадлежат роду матери
связь по дому – по отцу
род матери – обязательства и права в родной деревне матери
наследует дяде
в Европе счет родства по двум линиям
band → племя → вождество → раннее государство → государство
средняя численность – 25-400 человек
охота, собирательство, рыболовство
разделение труда по полу и возрасту
отсутствие специализации в профессиональной деятельности
экзогамия – браки с другими бэндами
доступ к лидерству доступен всем мужчинам определенного возраста
наиболее способный, талантливый – арбитр, но не правитель
старшинство – от отца к сыну – распределение благ, продвижение по маршруту
решения принимаются всеми мужчинами
не один индивид не должен стоять над другим
каждая ситуация имеет своего лидера
экзогамия (Леви-Стросс) – необходимость установления контакта с другими бэндами – обмен женщинами
нецентрализованные эгалитарные системы, в которых власть распределена между многими малыми группами
мало политических и экономических организаций
характерная черта – осознание себя частью группы, что сплачивает её как единый организм
племя состоит из родственных групп, кланов, линиджей, ведущих свое происхождение от реального или нереального предка
существуют мужские ассоциации
родство – главный принцип племенной организации
смена власти – передел собственности
многие интегрируются в племена посредством возрастных классов
группы, поселения, которые живут рядом – объединяются через «религию»
в этих обществах усилена сакрализация лидера
лидеры присутствуют, но не полноценные, т.к. они ещё не могут кому-то предсказать, не имеют иерархии, но имеют преимущество в светских делах
щедрость одна из характеристик традиционной власти
|
|
термин – 60е гг.
экономически характеризуется возникновением прибавочного продукта, который чаще идет на содержание управленческого аппарата
вождь обладает сакральными функциями с одной стороны, а с другой – он светский правитель, имеющий иерархию, которую он расставляет
главный институт и атрибут – аппарат насилия (дружина) – генетически восходит к набегам на соседей (юноши нападали на соседей в процессе инициации)
затем начинают делать набеги на караваны – социум доволен
но им не всегда улыбается удача, а институт дружины надо содержать → появление налогов, т.е. сборы на содержание армии
а в дружину идут, т.к. нет средств для обеспечения выкупа → чтобы социализироваться
состав дружины: рабы, пришельцы, люди без рода без племени, обездоленная молодежь
черты вождества:
- централизованная власть (у вождя светские и военные функции);
- иерархия (вождь назначает себе подчиненных) – стоится на запретах, т.е. вождь усиливает авторитет за счет идеологической функции, например, вызывание дождя; верховный вождь – верховный арбитр
- с момента появления вождества идет ориентация на молодежь (чаще на ту, у которой нет выбора)
государство – налоги прежде всего
Государство (марксизм) возникает пол мере разделения общества на антагонистические классы с непримиримыми противоречиями.
Возникает нужда в специальном институте, который урегулирует эти отношения и сохранит социальный и общественный порядок.
Однажды возникнув, государство должно исчезнуть.
Государство (либерализм) общество разделяется на классы, имеющие несовпадающие интересы, а потом появляется институт государства, стоящий на страже интересов общества, посредник, который должен умерить интересы сильных, усилить интересы слабых.
Если либеральный и марксистский подходы увязывают появление государства с возникновением столкновения интересов разных групп, то политико-антропологический подход вырабатывает концепции на основе традиционного общества, выявляется степень сложности возникающих управленческих систем.
Типологии:
- государство/негосударство (решающий признак – наличие/отсутствие централизованной власти, например, верховного вождя); государство – более сложная политическая система, но не несёт в себе признака эксплуатации.
- 1953 год – Саутхолл – сегментное государство:
- - размытость границ
- - убывание эффективности верховной власти от центра к периферии
- - наличие периферийных центров с собственными органами управления, зависящими от верховной власти (платят дань и т.д.)
- Ян-Вансина – признаки сегментного государства можно найти в любом африканском «королевстве»; критерии:
- - степень централизации социального контроля
- - нормы наследования власти
Государство есть любая общность, которая управляется верховным главой не непосредственно, а по принципу наделения всей полнотой власти лиц – делегирование власти; на вершине – верховный правитель, который одновременно имеет сакральные прерогативы, и статус верховного начальника, на его власть большое влияние оказывает совет (орган правления), совет оказывает влияние на окончательный выбор; двор верховного правителя состоит из лиц знатного происхождения, причём их имущественный статус, как правило, не имеет значения, публичную власть олицетворяет дружина.
Трудно определить грань между вождеством и ранним государством.