Математическая школа в России

Развитие экономики, усложнение протекающих в ней процессов привели к закономерной необходимости применения для их анализа и прогнозирования ма­тематического инструментария. Эта тенденция наблю­дается повсеместно, но каждая из экономических школ, ис­пользующих математический аппарат, отличается наличием специфических черт. В экономической науке выделяют российскую школу, использующую для исследования экономических процессов математику. Зарождение данной школы относится к средине XIX в. Во время смены государственно­го строя на социалистический ей удалось сохранить свои тенденции, и уже в начале XX в. она заняла лидирующее по­ложение в мировом научном сообществе.

Традиционно основателем математической школы считают П.Л. Чебышева (1821—1894), сформировав­шего петербургскую школу. Выделяют две труппы исследований в области использования математического ана­лиза и прогнозирования:

1) применение математического инструментария для ана­лиза экономических процессов профессиональными матема­тиками;

2) использование экономистами математики как дополни­тельного инструментария, позволяющего более полно и объективно описать протекающие процессы.

Е.Е. Слуцкий — один из ведущих ученых, которому удалось полноценно объединить математику и экономику. На ос­нове математики он провел анализ спроса и предложения, а также их взаимосвязи в зависимости от различных факторов. Е.Е. Слуцкий выделил две составляющие, определяющие объем и структуру спроса: изменение цены на товар при неизменном доходе потребителя; изменение дохода потреби­теля при неизменной цене на товар. В первом случае он опре­делил такую закономерность поведения потребителя, как эф­фект замещения — так как у потребителя нет реальной финансовой возможности приобрести необходимый ему то­вар, то он приобретает примерно равный по потребительской ценности, но меньший по цене. Е.Е. Слуцкий исходил из того, что полезность товара отражает взаимодействие цены и до­ходов, в результате чего возникает категория предпочтений по­требителя.

В.К. Дмитриев — один из основателей математической школы в России, работы которого стали признанной класси­кой. Им разработана методология расчета затрат труда на основании нескольких параметров. Он вывел две модели ко­личественного определения цены на товар. Первая модель построена на определении цены товара исходя из физичес­ких единиц оплаты труда людей, производящих его. Соглас­но второй модели цена равна физическому объему потреб­ляемых товаров работниками. Во второй модели для расчета применен технологический коэффициент — численное соот­ношение отрасли, для которой производится расчет, с дру­гими отраслями, участвующими в производстве. Он смог оп­ределить в математическом выражении полные, косвенные и прямые затраты производства, которые в дальнейшем бы­ли положены в основу теории межотраслевых балансов В.В. Леонтьевым — еще одним представителем отечествен­ной математической школы.

Л.В. Канторович (1912—1986) продолжил и развил идеи математической школы, на основании которых разработал метод линейного программирования. Главной его заслугой считается разработка метода экономического моделирова­ния, который активно применяется и сегодня.

Вклад российской математической школы в экономиче­скую науку неоспорим. На основе проведенных учеными ис­следований удалось сформировать адекватный реальности инструментарий точной оценки и анализа экономических процессов, а также управления ими. Уже в начале XX в. она была признана на мировом уровне, а некоторые ее предста­вители удостоены Нобелевской премии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: