Специфика стратегического управления на малых, средних и крупных предприятиях

Современная рыночная среда, регулирующее воздействие на нее со стороны государства обеспечивает сосуществование различных типов предприятия, включая малые, средние и крупные. В рыночной экономике роль малого бизнеса велика. Тому подтверждение служит тот факт, что в малой экономике занято около половины экономически активного населения. Например, в Японии 50% населения занято в мельчайших фирмах, а 3/4 в мелких. Роль малого бизнеса заключается в том, что небольшие фирмы образуют фундамент, на котором вырастают средние и крупные предприятия. Малые фирмы выполняют интегрирующую роль, поэтому их в специальной литературе называют коммутантами. Специфика управления этими фирмами заключается в выявлении новых потребностей и максимально быстрое приспособления производства для их удовлетворения.

Для малых фирм возможны как минимум две стратегии:

1. Выбор такой сферы деятельности, в которой возможно обеспечить максимальный эффект малого предприятия. Речь идет в основном о таких малых, как правило семейных предприятиях, которые работают на удовлетворение потребностей локального рынка, местного населения. Это прачечные, химчистки, парикмахерские, булочные и т.п.

2. Сотрудничество с крупными предприятиями, симбиоз с крупным бизнесом. При этом малые предприятия становятся поставщиками, например, комплектующих изделий, производят продукцию по заказу крупных предприятий, не теряя самостоятельности и в то же время находясь под защитой крупного бизнеса.

В качестве основной экономической стратегии выступает контроль над затратами. Малое предприятие может выбрать стратегию дифференциации, если оно работает в кооперации с крупным бизнесом, поставляет ему более качественные изделия по сравнению с конкурентами.

Специфика средних предприятий заключается в том, что они осуществляют нишевую специализацию, ориентируясь на тот сегмент, который им более выгоден. Поэтому средние фирмы называются патиентами. В рамках выбранной ниши средние предприятия могут реализовывать следующие три стратегии: 1)умеренный рост в рамках ниши (экономическая стратегия – контроль над затратами); 2)превращение в крупную ведущую фирмы с сохранением нишевой специализации (экономическая стратегия - фокусирование); 3) превращение в массового производителя с выходом за пределы ниши (экономическая стратегия – дифференциация).

Крупные предприятия выполняют роль своеобразного пресса, вытесняя из сфер своей деятельности отстающих, выполняя тем самым функцию оздоровления посредством постоянного обновления производства, товаров, вводя научно-технические новшества и реализуя социальные новации. Такая стратегия называется виалентной, а крупные фирмы – виалентами.

Эффективно управляемые компании реализуют инновационную стратегию постоянного обновления, становясь лидерами. При этом лидеры вынуждены постоянно защищать свои позиции на рынке. Для этого создается прочная оборона. Основными инструментами служат лицензии, патенты. Используются и ценовые инструменты. Вместе с тем строится фланговая оборона с выделением ключевых зон для атаки, упреждающая оборона посредством обновления, стратегического маркетинга.

Некоторые крупные компании используют в управлении бизнесом стратегию так называемого ловкого второго. Они не мешают другим предприятиям выходить на рынок с новинками, а по мере их освоения интенсивно внедряют их в свое производства, увеличивая свою долю рынка, используя при этом фланговую атаку, фронтальную атаку, агрессивную рекламу, ценовую конкуренцию, окружение – попытку атаковать всю часть территории действующего на рынке лидера в надежде на блиц-криг.

Некоторые крупные предприятия выбирают стратегию ведомого, что означает следовать за лидером на расстоянии, экономя силы и средства.

Часть крупных предприятий, так же как и средние предприятия, ищут своеобразную рыночную нишу, осуществляя эффективную специализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: