Сущность и функции финансов. Тема 3. Теоретические основы финансов и финансовой системы

Тема 3. Теоретические основы финансов и финансовой системы

РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля над образованием и использованием фондов денежных средств. Наиболее распространенные подходы к определению сущности финансов представлены на рисунке 3.1.

ФИНАНСЫ
Совокупность государственного имущества и состояние всего государственного хозяйства... Науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства.
Система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций
Система денежных отношений, имеющая императивную форму и связанная с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства
Особый метод социально-экономического регулирования (наряду с правом, моралью, рыночными механизмами саморегулирования), который заключается в перераспределении доходов.
Денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на удовлетворение социальных и др. потребностей общества.

Рис. 3.1. Основные концепции категории «финансы»

Основная предпосылка возникновения финансов – возникновение государства. Механизм реализации возложенных на государство функций – государственный бюджет, формирование централизованной казны.

Сущностные признаки финансов представлены на рисунке 3.2.

Денежный характер
Императивность
Централизация
Безвозвратность
Правовое регулирование
Целевой характер
Деньги – это материальная основа, форма выражения всех финансовых отношений
Неравенство участников финансов по отношению друг к другу, наличие отношений типа «главенство-подчинение»
Объединение ресурсов в руках какого-либо субъекта управления (Правительства, ведомства, местного органа власти, администрации предприятия и т.п.)
Отсутствие прямого встречного обязательства (как в кредитных отношениях) или встречного потока ценностей (как в товарно-денежных отношениях)
Все финансовые отношения закрепляются и регулируются нормами права (кодексами, законами, постановлениями, приказами и т.п.)
Образование финансовых фондов направлено на решение каких-либо задач. Определение цели - первоначальный этап создания финансового фонда

Рис. 3.2. Базовые признаки финансов

Финансовые методы и инструменты применяются на всех этапах воспроизводственного процесса: от стадии производства до стадии потребления. При этом финансы обслуживают в основном стадию распределения первичных доходов.

Выделяют 3 функции финансов: распределительная, регулирующая и контрольная.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые отношения опосредуют распределение и перераспределение доходов между социальными группами, отраслями, территориями, формами собственности. Объект распределения – национальный доход в целом, а также доходы населения и субъектов экономики. Цель распределения – реализация функций государства, а также функций прочих субъектов управления. В результате распределения меняется размер и структура совокупного спроса, достигается рост потребления и уровня жизни, решаются важнейшие государственные экономические, политические, научные и социальные задачи.

Регулирующая функция – прямое и/или косвенное вмешательство государства в процессы воспроизводства посредством применения целого спектра форм и методов финансового распределения, которые в совокупности оказывают существенное стимулирующее воздействие на деятельность трудовых коллективов, предприятий, отраслевых комплексов. Финансы – это не механический инструмент перемещения стоимости, но инструмент регулирования социально-экономических процессов. К разным сферам деятельности и разным субъектам применяются различные формы финансового воздействия (налоги, льготы, санкции, цены и т.д.). Основная цель регулирования – стимулирование роста и потребления. Конкретные формы финансового регулирования обусловлены национальными, историческими, культурными, политическими, социальными условиями, а также необходимостью решения текущих задач.

Контрольная функция проявляется в деятельности субъекта управления. Контроль – неотъемлемая функция управления, она опосредует все этапы финансового распределения – от планирования до оценки результатов. Контроль имеет двойственное назначение:

1) проверка эффективности той или иной формы финансового распределения, оценка степени достижения поставленных задач, анализ затрат и результатов. По результатам контроля вносятся соответствующие корректирующие меры, направленные на повышение эффективности финансового регулирования;

2) проверка исполнения финансового законодательства.

Цель контроля – выявление отклонений достигнутых показателей от запланированных, установление причин отклонений и принятие оперативных управленческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: