По определении М. Хаммера и Д. Чампи «реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компании для достижения коренных улучшений в основных показателях ее деятельности».
Под бизнес-процессом понимается множество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукта, необходимого клиенту. Причем под клиентом понимается не только покупатель продукта, но и другой процесс, протекающий во внешней среде (например, у партнеров, субподрядчиков).
Бизнес-процессы могут быть локальными, т.е. не выходящими за границы отдельной сферы деятельности предприятия, например, в сфере продаж процесс «заявка – поставка».
Но могут и пронизывать всю организацию, проходить через несколько сфер деятельности, например, процесс «производство продукта А».
Реинжиниринг включает следующие этапы:
1. Разработка образа будущей организации, а именно ее целей и стратегии. Это делается с учетом требований клиента к продукту организации, а также сравнения с аналогичными организациями, действующими на рынке (benchmarking).
2. Обратный реинжиниринг. Создается модель существующей организации, включающая структуру, описание бизнес-процессов и связей с внешней средой. Модель бизнес-процесса содержит описание потока событий (работ, операций) с указанием исполнителей.
Например, модель бизнес-процесса продажи продукта «заявка – поставка»:
1. продавец получает заявку от клиента
2. продавец сообщает о заявке кладовщику
3. кладовщик проверяет наличие товара на складе и сообщает продавцу
4. продавец принимает оплату от клиента
5. продавец заказывает транспорт для поставки товара клиенту
6. кладовщик организует погрузку и отправку заказа.
Анализ существующей модели бизнес-процесса позволяет выявить недостатки и установить их причины.
3. Прямой реинжиниринг. Включает:
1) перепроектирование бизнес-процессов с созданием более эффективных рабочих процедур, применением современных технологий, изменением функций персонала.
2) разработку систем кадровой поддержки (оценки персонала, обучения и повышения квалификации, мотивирования).
3) разработку систем информационной поддержки (программное обеспечение, базы данных, технические средства).
4. Внедрение перепроектированных процессов. Сначала внедряется пилотный проект, анализируются результаты, вносятся корректировки и только затем осуществляется окончательный переход на новые бизнес-процессы.
Реинжиниринг бизнес-процессов требует изменений в структуре организации и методах управления.