ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Инвестиционная стратегия — это комплекс долгосрочных целей, наиболее принципиальных установок и намерений в области капиталовложений и вложений в финансовые активы, развития производства, формирования оптимальной структуры направлений инвестирования и источников их финансирования, а также совокупность действий по их достижению.
В общем виде инвестиционная стратегия реализуется в разработке плана и программы осуществления инвестиционной деятельности, исходя из сложившейся ситуации на данном этапе развития предприятия. Стратегия отражает специфику предприятия и его преимущества, возникающие в результате изменений в экономике. Инвестиционная стратегия предприятия формируется с учетом существующих источников и форм инвестирования, их доступности и потенциальной эффективности использования.
Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласоваться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия в соответствии избранной им общей экономической стратегией.
|
|
Процесс стратегического управления инвестиционной деятельностью получает свою дальнейшую конкретизацию в процессе тактического управления этой деятельностью путем формирования инвестиционного портфеля. Формирование инвестиционного портфеля является среднесрочным управлением, осуществляемым в рамках стратегических решений и текущих финансовых возможностей пред' приятия. Процесс тактического управления инвестиционной деятельностью получает свое завершение в оперативном управлении реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов.
В процессе формирования инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционный решений, наиболее полно соответствующих задачам предприятия. Инвестиционная стратегия не является неизменной, она должна периодически пересматриваться и уточняться в зависимости от изменения внешних экономических условий и новых возможностей роста предприятия. Инвестиционная стратегия всегда должна соответствовать следующим целям:
■ максимизации прибыли от инвестиционной деятельности;
■ минимизации инвестиционных рисков;
■ обеспечению улучшения состояния предприятия за счет эффективной инвестиционной деятельности.
Для того чтобы в процессе стратегического, тактического и оперативного планирования достичь поставленных целей, необходимо постоянно проводить работу по решению следующих задач:
|
|
■ исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка;
■ технические и маркетинговые исследования с целью предсказания последствий инвестиций;
■ поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможностей;
■ оценку привлекательности инвестиционных проектов и отбора более эффективных;
■ оценку инвестиционных качеств финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных;
■ разработку капитального бюджета;
■ формирование оптимальной структуры инвестирования;
■ подготовка решений о своевременном выходе из неэффективных инвестиционных проектов и реинвестирование капитала.
На выбор инвестиционной стратегии предприятия влияют следующие факторы:
■ общая стратегия развития, которая предусматривает наличие главной цели развития. Этими целями могут быть:
—проникновение на рынок (тактическая цель — обеспечение. выживаемости при убыточной деятельности),
—закрепление на рынке (тактическая задача — обеспечение безубыточной деятельности),
—существенное расширение своего сегмента на рынке (тактическая задача — обеспечение систематического роста прибыли с выходом на оптимальный уровень),
—отраслевая диверсификация деятельности с целью поддержания определенного ее роста (тактическая задача — обеспечение сбалансированного роста прибыли и поддержание оптимального ее уровня),
— обеспечение стабилизации объема деятельности (тактическая задача — обеспечение сохранения прибыли, платежеспособности и финансовой устойчивости),
— существенное обновление форм и направлений деятельности(тактическая задача — обеспечение условий для высоких темпов роста прибыли);
■ стадия жизненного цикла предприятия, которая включает ряд последовательных стадий:
— рождение — целью инвестиционной стратегии является обеспечение достаточного объема первоначальных реальных инвестиций в форме капитальных вложений,
— детство — завершение первоначального реального инвестирования в форме капитальных вложений,
— юность — обеспечение расширения деятельности за счет нового реального инвестирования и начало финансового инвестирования,
— ранняя зрелость — продолжение реального инвестирования для расширения деятельности при существенном расширении объема и форм финансового инвестирования,
— окончательная зрелость — осуществление инвестирования в объемах, обеспечивающих техническое перевооружение и широкомасштабное финансовое инвестирование,
— старение — это обеспечение реального и финансового инвестирования в размерах, обеспечивающих сохранение необходимого объема деятельности,
— возрождение — это крупномасштабное реальное инвестирование, связанное с различными формами диверсификации деятельности;
■ финансовое состояние предприятия на основе оценки его финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, эффективности. Финансовое состояние предприятия, наряду с уровнем его технического и организационного потенциала определяет конкурентную позицию предприятия. Конкурентная позиция предприятия — это его позиция на рынке сбыта. Она оценивается как доля рынка сбыта у данного предприятия и перспективы ее роста.
■ наличие временно свободных денежных средств. Этот фактор определяет готовность предприятия инвестировать средства в долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные реальные и финансовые активы.
Таким образом, разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия в условиях изменения внешних и внутренних факторов, определяющих это развитие.