Педагогическая мысль в России второй половины XVIII в. Вступление России вслед за Европой в период Просвещенного абсолютизма приобрело своеобразные черты, привнесенные как особенностями русской истории

Вступление России вслед за Европой в период Просвещенного абсолютизма приобрело своеобразные черты, привнесенные как особенностями русской истории, так и особенностями русской императрицы Екатерины II. Российские просветители, поощряемые Екатериной, заняли достойное место в европейском Просвещении. Сама императрица состояла в переписке с Дидро, Вольтером, Гельвецием, изучала «Мысли о воспитании» Д. Локка. По ее просьбе Д. Дидро составил «План Университета для России». Вместе с тем это не мешало Екатерине II при необходимости проявлять жесткость к самим просветителям, когда приходилось выбирать между опасностью для власти и идеалами Просвещения. В целом российское Просвещение, хотя и принимало идеи свободного развития личности, делало упор не на «естественное», а на общественное воспитание. Оно призвано было служить не столько самому человеку, сколько воспитывать «слуг государевых». Огромная Империя остро нуждалась в создании системы школ и училищ, которые выполняли бы эту миссию. И в эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования. План создания в России государственной системы образования Екатерина II поручила И.И. Бецкóму (1704-1795) – европейски образованному человеку, хорошо знакомому с идеями французских просветителей. В 1762 г. он был вызван в Петербург из-за границы, где жил долгое время, и назначен президентом Академии художеств. Участвовал в создании системы воспитательно-образовательных учреждений. И.И.Бецкой представил на рассмотрение императрицы документ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), в котором изложил свои взгляды на воспитание молодого поколения, сложившиеся под влиянием идей Дж. Локка и французских просветителей (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций).

Суть концепции заключалась в следующем. России нужны просвещенные, законопослушные, преданные монарху подданные. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей любовь к отечеству, уважение к существующему правопорядку, трудолюбие. И.И. Бецкой надеялся посредством воспитания создать новую «породу» людей (гуманных дворян, купцов, ремесленников) с целью сглаживания противоречий в обществе. Условием формирования поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, его предрассудков и пороков. С этой целью в 60-70 гг. XVIII века в Москве и Петербурге создается система закрытых учебно-сословных воспитательных учреждений для детей от 5-6 до 17-20 лет. По проектам И.И. Бецкого открываются воспитательное училище при Академии художеств, коммерческое училище в Москве. Особое внимание И.И. Бецкой отводил женскому образованию. Он способствовал открытию первого женского воспитательно-образовательного учреждения – Смольного института благородных девиц. Первый прием воспитанниц был осуществлен в 1764 г. Через год по предложению Бецкого было открыто отделение для девушек-мещанок. Процесс обучения делился на четыре класса (уровня). В младшем классе (6-9 лет) обучались русскому и иностранному языкам, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись история и география. В 3-м классе (12-15 лет) вводилось изучение «словесных наук», подразумевающее чтение книг исторического характера, нравоучительных историй, главным образом на французском языке. В 4-м классе (15-18 лет) предусматривалось обучение светскому этикету, повторение пройденного. Старшие воспитанницы занимались с младшими. Однако практическая реализация теории Бецкого натолкнулась на отсутствие подготовленных учителей, нехватку учебников, недостаточное финансирование.

Близкими по духу воззрениям И.И.Бецкого были педагогические взгляды журналиста, публициста и издателя Николая Ивановича Новикóва (1744–1818). Свои педагогические идеи он изложил в трактате «О воспитании и наставлении детей», где определил в воспитании несколько главных направлений: телесное (физическое), нравственное и умственное. Подобное воспитание должно было содействовать формированию человека и гражданина.

Неудовлетворенность ходом преобразований вызвала необходимость разработки нового проекта школьной реформы. В качестве эксперта из-за рубежа был приглашен серб по национальности Ф.И. Янкович де Мириево (1741–1814), имевший опыт проведения школьной реформы в Австро-Венгрии. Он стал главным идеологом реформы и разработал документы по ее реализации.

В 1782 г. Екатерина II утвердила представленный Янковичем «План к установлению народных училищ в Российской империи», предусматривавший создание в России по образцу Австро-Венгрии школы для третьего сословия (мещан) – народное училище. Принятый комиссией «Устав народным училищам в Российской империи» (1786) утвердил школьную систему в виде главных училищ (в каждом губернском городе) и малых училищ (в уездных городах и селах). Одновременно с учреждением народных училищ планировалось подготовить учителей и издать новую учебную литературу, в создании которой Янкович принял активное участие. Им были изданы « Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Всемирная история», подготовлены географические и исторические карты, атласы, глобусом, использование доски и мела.

В этот период российская школа получила и первые учебники. Так, в 1786 г. были изданы учебник по естествознанию «Начертания естественной истории», «Краткое руководство к геометрии», «Краткая Российская грамматика» и др. Основным учебным пособием для российских учебных заведений стала книга «О должностях человека и гражданина...» (1783), в которой была изложена государственная позиция на воспитание учащихся. Историки дают неоднозначную оценку училищной реформе Екатерины II. Вместе с тем никто не оспаривает тот факт, что ею была предпринята вторая (после Петра I) попытка создания в стране государственноориентированной системы обучения и воспитания для широких слоев населения.

РЕЗЮМЕ

1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: