Сущность и особенности советской культуры

Типология отечественной культуры советского периода (1917-18 гг. - 1991-93 гг.) во многом зависит от методологического подхода. С марксистских позиций, Октябрьская революция стала началом перехода от вторичной формации к социализму - первой фазе коммунистической формации. Соответственно, в духовной сфере происходила смена буржуазного типа культуры на социалистический. Общецивилизационный подход (теории модернизации, информационного общества и т.п.) дает иную типологическую картину. В Западной Европе первые основы индустриального общества в капиталистическом варианте появляются уже в ХIV-ХVI вв. Окончательно оно оформляется в ХVIII-ХIХ вв. И хотя его утверждение сопровождается революционными потрясениями и войнами, развитие рационального типа культуры, характерного для индустриального общества - процесс для Запада достаточно органичный и постепенный.

Иное дело в России. Ее вхождение в индустриальное общество происходит скачкообразно. Первая форсированная модернизация происходит в виде «революции сверху» в начале ХVIII в., т.е. реформ Петра Великого. Осуществляясь на феодальной, традиционной базе, она дает стране мощную промышленность и армию, правда, ценою усиления ряда феодальных черт (абсолютизм, крепостное право и др.). При этом рациональная культура развивается лишь в среде дворянства. Следующий этап модернизации связан с реформами Александра II. Они привели к тому, что к рубежу ХIХ-ХХ вв. Россия стала аграрно-индустриальной державой, причем в промышленности, практически минуя рыночно-капиталистическую стадию, она оказалась в империалистической фазе. Такой же, как Европа и США. Это, кстати, спустя некоторое время подвело большевиков к мысли о готовности России к социализму. На деле же страна оставалась полуфеодальной. Рациональная культура к ХХ в. получила распространение лишь в городах, в основном среди буржуазии, интеллигенции и рабочих. В среде аристократии, чиновников, купцов и мещан были еще очень сильны черты традиционного сознания.

Следующая форсированная модернизация приходится на 20-30-е гг. ХХ в. Во многом мероприятия большевиков повторяли полуфеодальные реформы Петра I. И итогом их было приближение не к коммунизму, а к индустриальному обществу. То, что у нас получилось к концу ХХ в. можно характеризовать как государственно-социалистический вариант индустриального общества с чертами традиционного. Они проявляются в подчинении личности обществу, а общества - государству и др. Ввиду этого, советскую культуру можно характеризовать как современную рациональную с сильными чертами традиционной.

С позиций локально-цивилизационного подхода, тип российской культуры в ХХ в. ничуть не изменился, а советский период стал очередным этапом в ее самобытном развитии. Ведь даже если считать советское общество не просто российским, а индустриальным, его отличие от классической западной модели вполне очевидно. И не случайно Россия выбрала не рыночно - капиталистический и не империалистический, а государственно-социалистический вариант развития, т.к. он больше соответствовал нашему менталитету, для которого характерны коллективизм, стремление к справедливости и т.д.

Итак, советская культура, будучи генетически связанной с предшествующей российской, в то же время развивалась в русле общемировых тенденций. С учетом этих двух моментов, попытаемся выявить характерные черты ее становления и эволюции.

На Западе переход от классической рациональной культуры к ее модернистскому массовому варианту, произошедший в ХХ в. был достаточно постепенным. В России он был очень резким и масштабным, т.к. старая культура была не чисто рациональной, а наполовину традиционной. Неслучайно он получил название культурной революции. Впервые этот термин употребил В.И.Ленин в работе 1923 года «О кооперации». Сегодня понятно, что без масштабной перестройки духовной сферы, резкого наращивания культурного потенциала, страна могла бы просто не выжить в бурях ХХ в. Вспомним, что в начале 20-х годов грамотность в СССР была менее 30%, а например, среди киргизов и туркменов - менее 1%.

Одной из базовых черт массовой культуры является развитая система образования. В силу специфики России, ее становление в годы культурной революции включало ликвидацию неграмотности. Начало ей положил декрет СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.). По нему все, не умеющие читать и писать, должны были пройти 3-4 месячные курсы и обучиться грамоте на русском или родном языке. В ходе культурной революции к концу 30-х гг. ХХ в. неграмотность была ликвидирована. При этом 40 народов получили свою письменность.

Одной из первых задач перестройки образования была демократизация начальной, средней и высшей школы, включавшая такие моменты, как: обеспечение доступа к образованию рабочим и крестьянам; демократизация процесса обучения (активизация работы самих учащихся, отказ от догматизма и схоластики в преподавании и др.); переход от старой многоструктурной школы, дававшей явные преимущества привилегированным слоям к новой единой (по структуре) советской школе. В вузах были отменены вступительные экзамены (для слабоподготовленных абитуриентов создавались рабфаки), плата за обучение и вводились стипендии. Преимущество при поступлении получали дети рабочих и крестьян. С 1935 г. вводятся единые правила приема, предусматривающие вступительные экзамены и отмену ограничений по социальному происхождению.

В 1934 г. вводится обязательное начальное образование, в 1962 г. - обязательное 8-летнее, а в 1976 г. - среднее. Количественно и качественно изменилась интеллигенция. Она стала массовой. до революции это были работники умственного труда, в настоящее время к ней относят только специалистов, т.е. людей умственного труда, имеющих высшее или среднее специальное образование. Их количество с 1913 по 1985 гг. выросло со 190 тыс.чел. (0,1% от всего населения) до 33,6 млн.чел. (12%)*.

Советская система образования оказалась настолько эффективной, что в 50-60-е годы многие ее элементы были заимствованы западными странами. Однако уже в 70-е годы в ее развитии возникли проблемы. Связаны они были в основном со НТР, которая требует все более высокообразованных специалистов, причем, умеющих самосовершенствоваться и быстро переучиваться. Показательно, что если в 1940 г. лишь 4,5% населения повышали квалификацию, а всеми формами обучения были охвачены 24,4%, то к 1985 г. эти цифры выросли соответственно до 18% и 39,4%. Научить человека навыкам самообразования и воспитать творческую личность должна именно школа. Но она не может заставить человека стремиться к знаниям. Ориентация правительства в 60-80-е годы на стирание грани между физическим и умственным трудом приводила к повышению оплаты неквалифицированных работников. В итоге упал престиж образования, что ощущается и сегодня.

Образование являлось частью более широкой системы просвещения и массовой коммуникации. Ликвидация неграмотности стимулировала развитие печати. Активно развивались радио, кино, телевидение (с 1931 г.), сеть библиотек, музеев, театров, клубов и Дворцов культуры. Все это способствовало, с одной стороны- приобщению широких слоев населения к культурным ценностям и созданию новых ценностей, а с другой- активному внедрению идеологических стереотипов в массовое сознание.

Значительную роль в развитии советской культуры играла интеллигенция. Ее взаимоотношения с советской властью складывались достаточно противоречиво. Так, во время гражданской войны 40% кадровых офицеров бывшей царской армии воевали против большевиков, а 30% - служили в Красной армии, составляя свыше половины ее комсостава. Тысячи специалистов оказались в эмиграции. В 20-е годы ставится задача «перевоспитания буржуазной интеллигенции» и привлечения ее к строительству социализма. Несогласие с этим приводило к жестким мерам административного характера. Достаточно вспомнить репрессии против священников.

Борьба с инакомыслием, цензура, социальное происхождение большинства специалистов, получивших образование в годы Советской власти (из среды рабочих и крестьян, а не потомственных интеллигентов), сравнительно невысокий уровень зарплаты, казалось бы, должны были превратить сознание советской интеллигенции в элемент формирующейся массовой культуры. Однако черты элитарной культуры оказались в нем достаточно сильны. Они нашли выражение в тяге к знаниям и творчеству, высоком уровне достижений в науке и искусстве, элементах инакомыслия.

Последнее достаточно ярко проявилось в годы реформ 1956-1965 гг. во взглядах поколения «шестидесятников» - прежде всего, «бардов», писателей и поэтов, пытавшихся по-новому взглянуть на историю и современную жизнь. Б.Окуджава писал, что они баррикад не строили, бомб не бросали, но выполнили свою задачу - разбудили общество, заставили его думать. Ориентация «брежневского» руководства на свертывание реформ превратила часть «шестидесятников» в диссидентов (по-латыни, буквально: «несогласных»), а позднее - в правозащитников. Неумение властей вести диалог с интеллигенцией, боязнь критики и любых изменений в обществе стали одной из причин нынешнего кризиса, переживаемого Россией.

Таким образом, советская культура, накопив значительный духовный потенциал и способствовав модернизации страны, в то же время, была достаточно противоречивой и не смогла в конце ХХ в. придать обществу динамизм, необходимый для преодоления застойных и кризисных явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: