Проблема истинности сужений

1. Различение понятий «истинность» и «истина»

2. Что считать истинным? Какую форму?

Э. Кант выделял два вида знаний:

- априорное

- апостериорное –строиться на основе опытных данных

Априорное суждение (по Канту):

1. Аналитическое – ничего не говорит нового о предмете (небо голубое)

2. Синтетические – составляя, которые мы получаем некоторое новое знание (свойства и структура древесины)

«быть» и «быть познающим» - разные вещи.

Различие бытия и сознания

Если проводить различие истины и истинности по линии различия бытия и сознания, то истинным можно назвать лишь содержание нашего сознания (т.е. идеи, сужения). Данное различение относительно т.к., во-первых, относительно разделение форм мысли. В нашем мышлении понятия и суждения могут переходить друг в друга или выступать как функции друг друга. Во-вторых, с разделением бытия и сознания связано глубокое философское заблуждение о существовании субъекта и объекта.

Кроме того, для определения истинности суждения должен существовать четкий и ясный критерий. Традиционно этим критерием выступает опыт. Однако часто превратное понимание опыта, сводящие его к чувственному восприятию.

=>Существует уровень опыта, который можно считать универсальным, абсолютным критерием истинности, а именно, это опыт, который ставит под сомнение саму проблему бытия или сознания (опыт сознания, мышления и бытия).

Опыт, стирающий границу между субъектом и объектом, сознанием и бытием, в первом приближении может носить имя истины.

Платон об истине

По Платону существует три рода logosa:

1. Философский

2. Софистический

3. Политический

Два вида logosa:

1. Logos истинный

2. Logos ложный

Рассуждения в диалоге «Софист» показывают, что два вида логоса обусловлены внутренней диалектикой бытия и небытия. Исходя из того, что истинные и ложные высказывания являются высказываниями(логос), небытие, по Платону, корениться в бытии. Небытие поэтому не следует понимать как отрицание бытия, но как условие бытия. Иллюстрацией этого может служить связка «есть» в простых категорических суждениях.

Суждение является выражением способности понятия к саморазличению. Из этого саморазличения возникает осмысленность всякого высказывания.

Связка «есть» является условием построения суждения. Но самостоятельной логической формой эта связка не является, в речи часто не произноситься. Обретает значение только за счет сужения в целом, поэтому связка «есть», по Аристотелю, к бытию не относиться, тем не мене выступает условием высказывания, поэтому Аристотель, развивая свою систему логики, признавал то или иное значение истинности зависимым от способа связи терминов в суждении.

Теория суждения Аристотеля логически следует из его учения о возможном и действительном бытии. По Аристотелю, явления, вещь или события могут быть:

1. Невозможными

2. Невозможными, но действительными

3. Недействительными, но возможными

4. Действительными и возможными

Возможность, вещь, явление является ситуацией/характеристикой, в которой вещь или явление может быть описано исключающими друг друга способами. На языке действительности (действительного события) такой способ описания является противоречивым. Таким образом, возможность (потенция) не используется Аристотелем для определения сущности.

Энтелехия – действительная сущность. Исходя из этих категорий бытия, Аристотель выстраивает сою логику, которая является логикой бытия, сущности, непротиворечивости (двузначности)

Так выглядит Аристотелевский ход обоснования истинности/ложности суждения.

Кроме классической, Аристотелевской концепции истинности существует:

- Корреспондентная теория

- Когерентная теория

- Семантическая теория

В логике нет единодушия в описания критерия истины.

Корреспондентная теория исходи из критерия опыта (эмпирия). Корреспондентная теория принимает в качестве критерия существование некого Абсолюта, именно он удостоверяет истинность высказывания.

Семантическая теория выбирает в качестве критерия истинности высказывания – древние высказывания.

В неформальном направлении логики, котором занимаются исследованием действительными процессами мышления и коммуникации, понятие истинности вообще заменяется понятием успешности.

Логический смысл суждения - он используется для построения умозаключения.

Логическое значение суждения – быть истинным или ложным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: