Периодизация международно-правового регулирования защиты меньшинств

1. Ранний период несистематической защиты меньшинств, прежде Вего религиозных и языковых. Інструмент – включение в международные договора отдельных положений про их права (середина 17 – начало 20 века)

2. Период устоявшейся защиты прав меньшинств в рамках Лиги наций и специальных международных договорах или внутреннем законодательстве государств (1919-1939)

3. Создание основ универсальной системы защиты прав зичностей, которые принадлежат к меньшинствам на уровне ООН

4. Содание современной системы защиты меньшинств в Европе в рамках региональных международных европейских организаций.

Итак, настояним проривом в правовой защите таких групп населения стал ХХ век с его распространением западнях либеральных цінностей. Но это не значит, что только тогда государство обратило внимание на меньшинства. Проблема определения государственной политики в отношении разных этнических групп сущестовала практически всю политическую историю человечества. 2 тенденции. И не всегда эта политика сводилась к ассимляции, національного гнета и геноцида. (Свидетельство из Библии про персидського царя Ахашвероша, еврейска и армянская община во Львове, Мариупольский греческий округ). С другой стороны власть видела в этничных группах меньшинства – источник сепаратизма и деструктивности. Когда в Европе шел процесс становлення наиональных государств – различные національно-освободительные движения и т. д., то опасения к национальным меньшинствам усилювались- их стали рассматривать а) либо как нации, которые не успели на скоростной поїзд государственного строительства. И это значило, что они попитаються успеть, а государству нужно эти попутки пресечь. Б) либо как осколки сществующих государственых наций. Что значило, что они попитаються объединиться с со своисми государствами.

Старые западные демократии не предусматривали этнических меньшинств. Их идеал относился к гражданину, его правам, обязанностям. Но и такая держава строится в результате сложных процессов и стремится, чтобы люди, которые живут на территории нгосударства идетифицировали себя с государственнообразующей нацией. А стало бать меньшинства почти повсеместно становились мишенями кампаній большинства, направленнях на строительство государственой нации. Поскольку рассматривались меньшинства как нации, которые не состоялись.

1 этап…..В начале 19 века национально-освободительное движение в Европе обострило проблему меньшинств. В ряде международных договоров предусматривалась их защита. Теперь – это предмет не только двухсторонних договоров но и многосторонних. Не только религиозные, но и другие меньшинства.

2 этап. После Первой мировой войны, когда изменились границы разных государств, проблема меньшинств возникла со всей остротой. С того времени было принято множество различных конвенций и обязательств, стремящихся пресечь различного рода проблемы, возникающие из взаимоотношений большинства-меньшинства. Лига наций и специальный комитет новых государств и защиты меньшинств. Целый комплекс документов и договоров. По ним отдельные расовые, религиозные и языковые меньшинства получали международную защиту – право на национальность, жизнь, личную свободу, свободу культа, право на равенство, на использование языка, создавать за свой счет общественне органзации). Все эти гарантии давались меньшинствам не как социальным группам, а как лицам, которые к ним принадлежали. Но. Недостатки. Международный контроль – формальный. За период 1920-1931 гг. 19 национальних меньшинств с 9 государств подали 525 петиций по 228 делам, а в результате частично решены только 10 дел. Еще один недостаток - провокации в этом вопросе со стороны гитлеровской Германии.

3 этап. Государства – создатели ООН сначала решили замолчать проблему меньшинств. В Уставе ООН о них даже не вспоминается. В Декларации прав человека тоже. Только в 1966 г. была создана первая на уровне ООН специальная международно-правовая норма по защите меньшинств. Она была включена в Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Ст. 27. – «В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые мньшинства, лица, которые принадлежат к этим мньшинствам не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой исповедовать свою религию, исполнять ее обряды, а также использовать свой язык».

В 1992 г. Декларация ГА ООН о правах лиц, которые принадлежат к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Право представителей меньшинств участвовать в культурной, общественной, политческой жизни, в принятии решений касательно своей судьбы на общегосударственном и региональном уровнях, создавать собственнемассоциации.

В Европе – 1)Копенгагенское совещание по вопросам человеческого измерения ОБСЕ (1990) Право создавать ассоциации и организации, участвовать в определении государственной политики касающейся их.

2.) Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, принятая Советом Европы (1992).

3) Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, Совет Европы (1994). Право осуществлять данные права как единолично так и с другими.

4_ Лундские рекомендации ОБСЕ (1999) – эффективное участие меньшинств в общественно-политической жизни.

ОбСЕ – верховный комиссар ОБСЕ по правам национальных меньшинств.

Разные классификации – компактные и дисперсно проживающие меньшинства, исторические и новые и т.д. Канадец Кимличка свою классификации выделяет а) национальные меньшинства – группы, которые сформировали общества на своей исторической родине, до того как их присоединили к большому государству. Требуют самоуправления, включая политическую автономию. И это нормально. Б) иммигранты. Модель ассимиляции и мультикультуралистской интеграции в) нелегальные и временные мигранты. Без гражданства. В потенциале - небезопасный низший класс с расово-этническими признаками.г) афроамериканцы.

Вопрос о гражданстве меньшинств. Раньше общепризнанном являлось то, что они должны быть гражданами государства где живут. Сейчас нет. А значит на этот статус могут претендовать- недавние иммигранты, лица без гражданства, постоянные жители с иностранным гражданством, иностранные рабочие, беженцы. Все которые находятся под юрисдикцией данной страны). И законно проживают здесь.

Граница употребления термина национальное меньшинтво.(количественная). Нижняя. Четко трудно обозначить. Должна быть какая-то сгруппированность людей и достижение определенной степени коммуникации между ними. В однозначных показателях это трудно сделать Евтух и Трощинский говорят, что это группа населения в которую входит достаточное количество индивидов, которые осознают себя ее членами и способно репродуцировать свою саимобытность через участие в этнических организациях, художественных коллективах.. иметь институциональную наполненность.

Верхняя граница. Тоже трудно сказать. Могут быть ситуации, когда меньшинство количественно или качественно соревнуется за первенство с титульной нацией. Определение меньшинство они воспринимают как обиду (русские в Украине).

Коренные народы.. Два подхода – историко-этнологический и правовой. Первый – народы, которые автохтонно живут. Второй – живут племенным образом жизни и ведут традиционные занятия. Одни международные организации распространяют права национальных меньшинств на коренные народы. Другие признают их особые права. Основные характеристики коренных народов в международном праве - тесная связь между групповой принадлежностью и территорией предков и использованием биологических и территориальных ресурсов этой территории., проживание на территории предков до создания там государства, борьба за самоопределение, традиционные занятия.

В Украине странная ситуация. Термин коренные народы включен в Конституцию. И означает…. неизвестно кого. Исходя из первого подхода коренными можно считать украинцев, белорусов, русских, румын, венгров, крымских татар. Крымские татары особенно добиваются признания себя не просто национальным меньшинством, а именно коренным народом. Статус коренного народа дает дополнительные преференции, особенно на владение и использование земельных ресурсов. По мнению специалистов использование понятия «коренной народ в юридической практике Украины безосновательно. Коренными могут считаться те, что а) сохранили традиционные системы жизнеобеспечения (оленеводство и т.д.) и традиционные родоплеменные структуры.

Индивидуальные и коллективные права. Часть стран – Венгрия, Россия, Украина, прибалты подчеркивают коллективные права меньшинств – то есть меньшинства трактуются как группы, имеющие особые права. Болгария, Франция считают, что меньшинствам не нужны коллективные права, их предлагается свести к вопросу прав личности. Почему не все страны, даже претендующие на звание демократических или же безусловно ими являющиеся все-таки не спешат давать меньшинствам особый правовой статус. Специальный правовой статус лиц, которые относятся к меньшинствам означает дополнительные права и свободы для них. Это означает, что не только отдельная личность, принадлежащая к меньшинству имеет права особые индивидуальные, но и меньшинство как группа имеет коллективные права и выступает как социально-политический организм. Коллективные права предусматривают особые возможности групп, необходимые для их существования и развития, которые не имеют смысла или невозможны в их индивидуальном осуществлении – это право на самобытность, на участие в процессе принятия решений, участие в выборных органах власти на внедрение форм местного территориального самоуправления, на деятельность политических партий национальных меньшинств, на представительство в законодательных и исполнительных органах власти, на право блокирующего меньшинства при принятии решений, которые их касаются, создавать советы меньшинств. В одних странах считается, что это а) противоречит принципу свободы личности б) может ставить меньшинства в превелигированное положение в) грозить сепаратизмом. Ведь национальным меньшинствам даются права, которые иные сограждане имеют только в рамках общих государственных, демократических институций. Оппонеты утверждают, что в данном случае речь идет о том, чтобы добиться реального равенства с остальным населением во всех сферах жизни. Одних индивидуальных свобод человека недостаточно для того, чтобы обеспечить права нацменьшинств. Как в Америке, Франции и т.д. И предлагают следующее – особенные права на участие в принятии решений – это право блокирующего меньшинства при принятии решений, которые их касаются, брать участие в законодательном процессе через отдельные советы меньшинств. Но только тех вопросов, которые касаются права на культурное самоопределение. (языковая, культурная, образовательная политика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: