Классификация складов в логистике
Классификация и основные функции складов
С позиций фирменного логистического менеджмента может быть предложена следующая классификация складов (табл.6.1).
В настоящее время склады рассматриваются как промежуточное звено, в котором материальный поток преобразуется и перемещается как можно быстрее, что обосновывает расширение круга операций в складской деятельности.
Таблица 6.1
Признак классификации | Вид складов |
1. Отношение к базисным логистическим активностям | Склады логистики снабжения, склады производственной логистики, склады распределительной логистики |
2. Вид продукции | Сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии), незавершенного производства, готовой продукции, тарных грузов, аозвратных отходов |
3. Форма собственности | Частных (корпоративные), государственных и муниципальных предприятий |
4. Отношение к участникам логистической системы | Собственные склады фирмы, склады логистических посредников: торговых, транспортных, экспедиторских, грузоперерабатывающих и прочих |
5. Функциональное назначение | Буферных запасов (для снабжения производственных процессов), перевалки грузов (грузовые терминалы), комиссионирования (формирование ассортимента и комплектация партий груза в соответствии с заказами клиентов), сохранения (прием товаров на временное хранение), специальные (таможенные склады, склады тары, возвратных отходов и т.п.) |
6. Уровень специализации | Узкоспециализированные (одновидовые), ограниченного ассортимента, широкого ассортимента продукции (многономенклатурные) |
Основными функциями склада являются:
|
|
(1) концентрация и хранение запасов, что позволяет выравнивать временн у ю разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение путем создания товарных запасов. Кроме того, необходимо обеспечить хранение в распределительной системе товаров с сезонным характером потребления;
(2) консолидация грузов – подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта (рис.6.1 а);
(3) разукрупнение грузов – сортировка грузов на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам (рис.6.1 б);
(4) управление ассортиментным составом (преобразование производственного ассортимента и потребительский в соответствии со спросом) – это накопление и формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами (рис.6.1 в);
|
|
(5) комплектация партии груза – подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их консолидацию в партии отправки потребителям (рис.6.1 г);
(6) предоставление услуг, а именно:
(а) материальных (доставка, маркировка, фасовка, упаковка и т.д.);
Рис.6.1. Основные функции складов:
а - создание консолидированных партий поставок;
б – разукрупнение грузов;
в – управление ассортиментным составом;
г – комплектация партии груза
(б) организационно-коммерческих (заключение договоров с транспортными агентствами, подготовка и доставка товаросопроводительных документов, информирование о кредитовании, предоставление взаймы хранимых товаров, реализация излишних материальных ценностей путем перераспределения или на комиссионных началах и т.п.);
(в) складских (прием на временное хранение материальных ценностей, сортировка, сдача в аренду складских площадей и др.);
(г) транспортно-экспедиционных (экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки).
Решения, которые должен принимать логистический менеджер фирмы при организации эффективного функционирования логистики складировании, можно укрупненно разделить на следующие группы:
(1) выбор типа, количества и мощности складов;
(2) рациональная дислокация складов на определенной территории;
(3) эффективное использование складского помещения при расстановке оборудования (планировка складских помещений, которая определяет физическое размещение полок для хранения, зон погрузки, разгрузки, тип оборудования);
(4) увеличение операционной эффективности (минимизация видов перерабатываемых грузов, уменьшение числа операций с товаром);
(5) создание условий для эффективной работы;
(6) улучшение логистического обслуживания;
(7) снижение издержек.