Оглавление.
Лекция №1. «Основы общей патологии. Содержание и задачи предмета.» 3
Лекция №2. «Нарушение обмена веществ в органах и тканях. Дистрофия, атрофия, некроз». 3
Лекция №3. «Механизм восстановления функций. Компенсаторно – приспособительные реакции» 11
Лекция №4. «Расстройства крово- и лимфообращения» 14
Лекция №5. «Воспаление». 15
Лекция №6. «Нарушение кислотно-основного состояния крови». 21
Лекция №7. «Патология терморегуляции». 22
Лекция №8. «Опухоли». 24
Лекция №9. «Патология дыхания». 29
Лекция № 10. «Болезни сердечно-сосудистой системы». 33
Лекция № 11. «Патология почек и мочеотделения». 43
Лекция №12. «Патология органов желудочно-кишечного тракта и печени». 47
Лекция №13. Нейрогенные расстройства чувствительности и движения. 53
Лекция №1. «Основы общей патологии. Содержание и задачи предмета.»
Патология (патос - болезнь, логос-наука) - раздел медицины, изучающий болезненные процессы и состояния в живом организме. Патология основывается на синтезе 2 наук: патологическая анатомия и патологическая физиология. Патологическая анатомия изучает изменения в строении органов и тканей, вызванные болезненными процессами. Патологическая физиология изучает нарушения функций органов и организма при заболеваниях. Патология – это морфология и физиология больного организма. Патология: общая и частная. Общая изучает типовые патологические процессы, лежащие в основе болезней: дистрофия, некроз, атрофия, нарушение крово- и лимфообращения, воспаление, аллергия, лихорадка, гипоксия, шок, стресс, опухоли. Частная изучает конкретные болезни. В основе патологии лежит нозология – наука о причинах, механизмах развития, проявлениях, осложнениях и исходах заболеваний. Патология связывает медико-биологические дисциплины с дисциплинами клинического профиля. Основная задача патанатомии – изучение структурных основ болезни на разных уровнях: организменном, системном, органном, тканевом, клеточном, субклеточном и молекулярном. Основная задача патофизиологии – изучать механизмы развития болезней и выздоровления, выявлять законы деятельности органов и систем больного организма.
1. Нарушение обмена белков в организме.
Различают количественные и качественные нарушения обмена белков в организме. О количественном изменении белкового обмена судят по азотистому балансу – соотношение между количеством азота, поступающем с пищей в организм и количеством, выделившемся из него. В норме эти показатели равны. Если поступление азота превышает его выделение, то возникает положительный азотистый баланс. Происходит задержка азота в организме (период роста, беременности и при выздоровлении). При белковом голодании азотистый баланс становится отрицательный. Качественные изменения приводят к изменениям в структуре клеток – белковым дистрофиям (диспротеиноз). Дистрофия – это патологический процесс, отражающий нарушение обмена веществ в организме. В основе дистрофии всегда лежит нарушение трофики (питания). Смысл дистрофии заключается в том, что в клетках или межклеточном веществе образуется избыточное или недостаточное количество свойственных этой ткани или не свойственных ей веществ.