В зависимости от числа посредников в системе сбыта устанавливается уровень канала, в качестве которого могут выступать юридическое или физическое лицо, выполняющие функции перемещения товара от производителя к потребителю. Число промежуточных уровней может характеризовать протяженность канала. Канал нулевого уровня, например, не включает посредника, т.к. производитель с помощью собственных внутренних или внешних образований передает товар непосредственно потребителям.
Рис. 18. Уровни каналов распределения в маркетинге
Прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта) (рис. 18).
Собственная или внешняя форма организация продажи (форма сбыта);
Торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт;
Данные, характеризующие систему распределения
Таблица 12
Поскольку перечисленные функции могут быть возложены и выполнены как фирмой-производителем, так и посредническо-сбытовых коммуникаций представляет собой вопрос об относительной эффективности канала распределения. Эффективность определяется отношением вероятного эффекта от использования того или иного канала сбыта к затратам на создание и эксплуатацию этого канала.
Путь сбыта – это способ, с помощью которого товары перемещаются от производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество поставки товара от производителя к конечному потребителю.
В качестве исходных характеристик функционирования системы распределения могут быть использованы данные, относящиеся к поведению продукта, потребителей, конкурентов, предприятия – производителя товара, а также о правовой и экологической средах, в которых находится распределительная система или ее элементы.
Факторы системы распределения
| Характеристика данных
|
Продукт
| Способность к складированию
Транспортабельность
Уровень непрерывности, частота потребности в продукте
Отзывы о потреблении продукта
|
Потребители
| Число потребителей или их групп
Распределенность по территории
Обычаи и культура покупок
Отношение к методам продажи товара
Плотность потребления товара в точках оптовой и розничной торговли
|
Предприятие-производитель
| Размер (малое, среднее, большое)
Финансовый потенциал
Опыт и имидж
Развитость собственной распределительной сети
|
Конкуренты
| Число конкурентов
Вид продукта-конкурента
Устойчивость предложения
Имидж
Наличие прямых и непрямых форм сбыта
|
Правовые и экологические
| Ограничения форм сбыта
Защита от монополии
Экологичность движения товаропотоков
Возмещение ущерба торговым представителем при нарушении договорных отношений
|
Основными функциями системы распределения могут быть: накопление, сортировка и размещение товаров; обеспечение сохранности и защиты товара, находящегося на хранении или в процессе передачи прав на владение им; поддержание контактов, ведение переговоров и коммерческих сделок между покупателями и продавцами; передача прав собственности на товар от продавца к покупателю; концентрация и рассредоточение товаров.
На практике применяются различные методы сбыта в распределительной политике. Основными методами сбыта являются:
Прямой сбыт Непрямой сбыт
Уровень нулевой Одноуровневый Двухуровневый Трехуровневый
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|
| | | | | | | | | | |
|
| |
|
| | Торговое представи-тельство
| | | | | |
|
| | | | | |
|
| | | | |
|
| | |
| | |
|
| | | |
|
| | | | |
|
|
| | | | | | |
|
|
| | | | | | |
| | | |
|
| | | | | | | |
Выбор альтернативного варианта системы распределения зависит от различных факторов, в сильной степени – от назначения, характера товара, финансового потенциала, имиджа фирмы-производителя. Так, при одно-, двух- и трехуровневом каналах в систему распределения встраиваются один, два и три посредника (соответственно розничный, оптовый и мелкооптовый торговец). Но, как правило, розничный торговец работает на рынке потребительских товаров, а на рынке товаров производственно-технического назначения – агент по сбыту, или брокер.